В AQAL все квадранты, или просто Большая Тройка (Я, Ты/Мы, Оно) простираются от самого низа до самого верха. Как только что-нибудь возникает, даже самое обыкновенное, или как только сам Дух впервые проявляется в бытии, тогда появляется Дух в 1-м лице, Дух во 2-м лице и Дух в 3-м лице.
Дух в 1-м лице есть великое Я, или Я-я, Маха-Атман, Надум - Дух как великий Свидетель внутри вас, Я-Я этого и всех последующих мгновений. Тот самый Свидетель, в котором возникает эта страница, эта комната, эта вселенная, этот Свидетель, или Я-я, пребывающий в вас, есть Дух всвоей форме от 1-го лица.
Дух во 2-м лице есть великое Ты, великое Вы, лучезарный, живой, всеблагой Бог, пред которым я смиряюсь в любви, преданности, жертвенности и освобождении. Перед ликом Духа во 2-м лице, перед ликом Господа, который есть Всеобъемлющая Любовь, я могу лишь одно: чтобы найти Бога в настоящем мгновении, я должен любить, пока не станет больно, любить до бесконечности, любить, пока не исчезнут остатки меня и останется только лишь это светоносное и живое Ты, дарующее все великолепие, все блага, все знания, все милосердие и глубоко меня прощающее за мое самопроявление, с неизбежностью приносящее другим страдание, но которое любящий Бог - Ты настоящего момента - может освободить, простить, исцелить и исполнить, что он и делает, но только если я проявляю способность отдаться на милость своему глубинному существу, только если я отдам Тебе на искупление свое напряжение через любовь, преданность, заботу и сознание, обрету смирение перед великим Ты как Богом или Богиней, прямо здесь и сейчас, в извечном сиянии, отдамся чему-то, что всегда-больше-чем-я и что открывает глубины настоящего мгновения, выходящие за пределы "я", и "меня, и "моего", за пределы самой самости как таковой, глубины, дарованные мне Тобой в настоящем мгновении, но только если я способен глубоко, полностью и со всей преданностью отдаться любви к измерению Великого Ты настоящего мгновения. Этот Великий Бог/Богиня, чей лик предо мной прямо сейчас, открывает Себя мне в форме союза с Ты в священном пространстве "мы", есть Дух в своей форме 2-го лица.
Дух в 3-м лице - Это Великое Оно, или Великая Система, или Великая Паутина Жизни, Великое Совершенство самого бытия, Таковость и Сущность этого и всех последующих мгновений. Дух проявляет свою форму от 3-го лица в виде этой безбрежной, безличной эволюционной системы, великого Взаимозависимого Порядка, Великой холархии бытия, взаимосвязанных планов, уровней, сфер и миров, простирающихся от пыли до Бога, от грязи до Божественного, всегда в Великом Совершенстве открывающейся сути этого мгновения, и этого мгновения, и всех последующих... И все эти концепции суть концепции 3-го лица - то есть Дух в своей форме 3-го лица.
Многие люди чувствуют себя комфортно с каким-то одним из этих трех ликов Духа, однако испытывают некоторые трудности с признанием остальных. Теистические традиции, конечно же, довольно комфортно себя чувствуют в отношении Духа во 2-м лице, однако нередко испытывают сложности при попытке прочувствовать то измерение настоящего мгновения, которое является Духом в 1-м лице, или великим Я-я в своем же сознавании. И, разумеется, начиная с Иисуса из Назарета и вплоть до аль-Халладжа и Джордано Бруно (если привести только некоторые примеры из огромного списка имен), как только кто-нибудь заявляет, что он познал Дух в форме 1-го лица, его распинают, вешают или сжигают на костре. ("Мы тебя не за это хотим побить камнями, а за богохульство, потому что ты, обыкновенный человек, выдаешь себя за Бога").
В современных духовных движениях "новой парадигмы" мы нередко наблюдаем противоположную проблему: полнейшую потерю Духа во 2-м лице. Вместо этого мы находим обширные описания Духа в его форме 3-го лица, такие как Гея, Паутина Жизни, теория систем, поля акаши, теория хаома и так далее. Это сопровождается, если есть практика, восприятием Духа в 1-м лице: медитацией, созерцанием, Большим Умом, Большой Самостью, Большим Мной. Но, с полнейшим отсутствием концепций Великого Тебя, пред ликом которого единственное что можно сделать - так это испытывать смирение и благоговение.
Это представляет собой не что иное как вытеснение Духа во 2-м лице. Помните, что все три лика Духа суть просто лица вашей собственной глубочайшей бесформенной Самости, или три лика Изначальной Самости/Духа в том виде, в котором он впервые проявляется. Четыре квадранта или попросту Большая Тройка (Я, Мы/Ты, Оно), сути три фундаментальных измерения бытия в этом мире вашей изначальной непроявленной Самости. Если вкратце, то неспособность признать ваш собственный Дух во 2-м лице представляет собой вытеснение одного из измерений вашего собственного бытия в этом мире.
В современной Америке вытеснение Великого Ты зачастую идет рука об руку с распространением бумерита. Путем подчеркивания либо концепции Духа в 3-м лице как великой Паутины Жизни, либо концепции Духа в 1-м лице как Большого Ума, или Большого Я, убирается все, перед чем "я" должно смириться и сдаться. На самом деле эго может найти свое прибежище в подходах 1-го и 3-го лица. В этих случаях я просто иду прямиком от "я" к Я-я, никогда не испытывая необходимости сдаться Тебе.
Дух вл 2-м лице - есть великий божественный уравнитель, великий убийца эго, пред которым эго смиренно растворяется в Пустоте. Випассана, дзен, шикантадза, веданта, трансцендентальная медитация и др. подобные методы попросту не способны столкнуть мой внутренний мир с чем-то, что превыше меня, они сталкивают меня только лишь с более высокими уровнями меня самого. Но без более высоких уровней Тебя - ведь секторы простираются до самого верха! - тебе остаются лишь тонкие и не очень тонкие фиксации на вариациях первого лица и "Я-ности". Именно поэтому подходы исключительно 1-го лица зачастую сохраняют глубоко укоренившееся высокомерие.
Не удивительно, что столько многие люди отвергли мифического Бога - обычно в период поступления в институт и перехода к оранжевым или зеленым мировоззрениям. Отвергнуть мифического Бога они и должны, - но не Духа во 2-м лице! Найти взамен бирюзового Бога, Бога цвета Индиго, вплоть до ультрафиолетового Бога, который есть Великое Ты, представляющее собой 2-й лик Духа наруду с ультрафиолетовым Я-я и Великим Оно Дхарматы (или царством Реальности). Все эти три измерения вашего собственного бесформенного и изначального Духа в том виде, в котором он проявляется в мире Формы, и вытеснение любого из них есть вытеснение самых глубоких реальностей вас самих.
Взаимосвязь этого вытеснения с бумеритом отмечается многими комментаторами, например Тулку Тхондупом. Он указывает на то, что в тибетском буддизме, на самом деле, служению и почитанию отводится центральное место. Но западные буддисты все же продолжают это упорно отрицать. Они признают те аспекты буддизма, которые указывают на Дух как Большой Ум (1-е лицо) и Дух как Дхарма-Гею (3-е лицо), но всячески избегают преданного служения Духу. "Стало быть, когда некоторые жители Запада проявляют интерес к Буддизму, знание о практике служения их может разочаровать. Тогда они говорят:"Мы же именно этого и хотели избежать - молиться чему-то внешнему, что превыше нас". Какова забавность ситуации - они бежали от служения, только чтобы найти веру и молитву за следующим поворотом!".
Довольно просто: смысл трех ликов Духа в том, что все три жизненно важны, будучи измерениями данного конкретного мига, или Духом в четырех квадрантах, простирающимися от самого низа и до самого верха.
(В Интегральном Институте мы разработали серию медитационных упражнений, которые называются "1-2-3 лика Бога"; они созданы для того, чтобы помочь людям испытать все три измерения своего собственного глубочайшего Духа.)