Кен Уилбер. "Интегральная Духовность" Глава 7. Продолжение.

Jun 16, 2010 17:03


  КАК  ВЫГЛЯДИТ И ОЩУЩАЕТСЯ "МЫ".

Подумайте о любых отношениях, в которых вы состоите. Представьте себе это "мы", или подумайте об этом "мы", или почувствуйте это "мы". Пожалуйста, постарайтесь держать это "мы" в уме, по мере того, как продолжаться рассуждения...

  Итак, подобно любому холону, находящемуся где бы то ни было, мы можем взглянуть на "мы" (или культурный холон) как изнутри, так и снаружи - посмотреть вовнутрь, так и извне.

Вот чрезвычайно простой способ осмыслить различие между тем, что внутри, и тем, что снаружи, у внутреннего холона, неважно, идет ли речь о "я" или о "мы". Взгляд снаружи - это то, как он выглядит, взгляд изнутри - это то, как он ощущается.

Взгляд извне - это разновидность взгляда от 3-го лица (как то или иное явление выглядит, если посмотреть на расстоянии), тогда как взгляд изнутри - это разновидность интимного взгляда, или взгляда от 1-ого лица (как то или иное являение ощущается изнутри). Структурализм явяляется одним из примеров того, как внутренний холон выглядит при взгляде снаружи: вот это зеленый холон, а вот это постконвенциональная этика, а вот формально-операционная мысль, а вот и моральная структура стадии 3, вот же синий мем или мироцентрический идеал. Феноменология же представляет собой пример того, как все это ощущается изнутри: мои непосредственные переживания, непосредственные чувства, влечения, побуждения 1-ого лица, желания, ощущения, образы и т.д. Мы уже потратили некоторое время на описание того, как выглядит и ощущается "я", и некоторые из моделей, рассматривающие его как снаружи (например, Спиральная Динамика), так и изнутри (например, Дзен). Теперь "МЫ" -

1. Как оно выглядит снаружи.

2. Как оно ощущается изнутри.

СЕМИОТИКА: ВНЕШНИЙ ВЗГЛЯД НА "МЫ"

Если рассматривать взгляд снаружи, то структурализм начался как подход к культурным холонам и лингвистическим системам. В этой сфере он уступил место постструктурализму (Лакан, Деррида, Лиотар, Бодрийяр) и неоструктурализму (Фуко), - в частности, все они были и остаются попытками понять культурный холон. Но, несмотря на все значимые различия, которые существуют между ними, мы можем объединить все эти подходы к внешним формам культурных холонов в качестве зоны 4.

Конечно же, между зонами наблюдается значительное пересечение, и у нас нет абсолютно никакого стремления умещать какую-либо дисциплину в прокрустово ложе. Однако в число подходов, которые главным образом сосредоточены на зоне 4, входят: семиология, генеалогия, археология, грамматология, культурные исследования, постструктурализм, неоструктурализм и, вероятно, наиболее важная дисциплина - семиотика. Более очевидным и распространенным примером является этнометодология, которая исследует лежащие в основе того или иного общества законы, соглашения и правила социальных взаимодействий.

ГЕРМЕНЕВТИКА: ОЩУЩЕНИЕ "МЫ".Таков краткий обзор внешнего взгляда на "мы" (или зоны 4). Что же до внутренней перспективы на мы? Когда бы вы ни были вместе с другом или подругой и ни испытывали совместно разделяемое чувство или убежденность, что вы понимаете друг друга,или смотрите глаза в глаза друг другу, или разделяете какую-либо эмоцию, действительная текстура этих переживаний, мыслей, совместных озарений, эмоций, чувств - действительная ощущаемая ткань этого совместно разделяемого пространства - представляет собой пример внутреннего взгляда на "мы".

Не забывайте, что "мы" обычно формируется, когда единственное число 1-ого лица ("Я") обращается во множественное число 1-ого лица ("мы") путем включения 2-ого лица ("ты"). Другими словами, я+ты=мы. (Именно по этой причине в подходе AQAL 2-ое лицо нередко обозначается как "ты"/"мы".) При взгляде снаружи это "мы" имеет структуру, кодекс, систему правил, цепи означающих, грамматику, синтаксис, грамматологию, семиотику. Но при взгляде изнутри это "мы" обладает ощущаемым смыслом, конгломератом означаемых, не синтаксисом, а семантикой, не структурой, а стремлением, не грамматикой, а пространством совместных чувств, видений, желаний, конфликтов, круговорот любви и разочарований, обязательств и нарушенных обещаний, взаимопонимания и сокрушающих предательств, взлетов и падений, практически всего, что вы зовете "важным" в своей жизни, в этой паутине из ощущаемых взаимоотношений.

Добро пожаловать в Зону 3.

Дисциплина, которая больше всего интересуется тем, как я могу понять тебя, да еще так, чтобы из меня с тобой сформировалось "мы", называется герменевтикой - или искусством и наукой интерпретации. Помимо других вещей, для того, чтобы вы нашли со мной общий язык, мы должны настроиться на одну волну. Благодаря этому мы сформируем взаимосвязанность совместных интерпретаций и пониманий. Эта взаимосвязанность (или совместно разделяемая ткань этого "мы") будет проявлять деятельность (отсюда и взаимосвязанная деятельность, осуществляемая в различного рода взаимосвязанных объединениях) и, тем самым, иметь нечто похожее на собственную жизнь (но она не сформирует своего собственного независимого "я", или управляющей способности). Эта взаимосвязанность будет обладать грамматикой, кодексом, структурой или некоего рода паттерном (зона 4), и эта структура в некоторых случаях будет состоять из совместно разделяемых структур "я", являющихся ее членами; как следствие, эти структуры/грамматики будут аналогичны структурам- стадиям в зоне 2, как мы и отмечали. Но во многом другом это совершенно отличная вещь, это восхитительное "мы", которое формируется, когда я с тобой достигаю взаимопонимания, когда мы любим друг друга, и ненавидим друг друга, и столь многими различными способами чувствуем существование друг друга как частей собственного бытия, каковыми мы в действительности и являемся...

У герменевтики есть множество различных форм, однако суть ее состоит как раз именно в том, что вы делаете в данный момент, а именно - пытаетесь понять меня. (Конечно же, если бы я был сейчас вместе с вами, то вы со мной начали бы настоящий диалог. Но вы должны резонировать с этими словами даже в печатной форме, и эти слова должны резонировать с вами, то есть быть принятыми в вашем субъекте). Активность взаимного резонанса, - превращающего два "я", каждое из которых является "тобой" для другого, в "мы", - суть герменевтики. Этот процесс, разумеется, поддается и более объективному изучению (с привлечением еще одного языка от 3-ого лица), - именно этим подчас и занимается герменевтическая дисциплина. Но предметом изучения является это действительное "мы" взаимопонимания. Начиная со своих более объективистских форм, как, например, в работах Вильгельма Дильтея, и заканчивая своими субъективистскими формами в работах Мартина Хайдеггера, а также своими более холистическими формами, как, например, в работах Ганса-Георга Гадамера, ключевым предметом изучения герменевтики является деятельность понимания, деятельность по объединению субъектов в межсубъекты, которая порождает мир, не воспринимаемый никем из них обособленно.

Разве не является это чудом?

Мир межсубъективности изменяет как субъект, так и объект. Ткань межсубъективности порождает миры, которые не могут быть восприняты или пережиты ни в качестве просто лишб субъективных (и, как следствие, просто лишб относительных), ни в качестве просто лишб объективных (и, как следствие, просто лишь универсальных). Здесь находится целый мир Нижнелевого квадранта, межсубъективности, которая представляет собой нестираемое измерение и неизбежную грань моего собственного бытия в этом мире на каждом из уровней моего существования и которая, грубо говоря, составляет одну четвертую всех явлений на любом уровне. Мы ни абсолютизируем этот сектор (подобно постмодернистам), ни оказываемся неспособны понять его неотделимую природу (подобно модернистам), - а поэтому нас, конечно же, не любят или, по меньшей мере, недопонимают в обоих лагерях.

Вокруг этого образуется значительное невежество. Сторонники герменевтики (зона 3) не понимают как синтаксические структуры (зона 4) в действительно контролируют (и ограничивают) их совместно разделяемые чувства и смыслы. Феноменологи (зона 1) оказываются неспособны понять, как структуры-стадии (зона 2) управляют феноменами, которые МОГУТ возникнуть в любом интроспектируемом пространстве (не говоря уже о неотделимой природе самого Нижнелевого квадранта, в особенности культурного фона). Эмпирики и бихевористы игнорируют вообще все квадранты левой стороны (это своеобразный золотой стандарт невеества). Системные теоретики не столько игнорируют внутренние секторы, сколько пытаются свести их до внешних холистических систем (тонкий редукционизм).

Но среди всех измерений, которые легко упустить из виду - или трудно заметить, - межсубъективность, конечно же, на первом месте или же к нему приближается. Если бы постмодернистские постструктуралисты не совершили ничего иного, кроме обращения внимания на данное измерение, уже только это было бы достаточной причиной простить их невыносимые тирады.

Большинству из нас знакома концепция Я-ТЫ Мартина Бубера, согласно которой наиболее значимые реальности можно найти во взаимоотношениях моего "я" 1-ого лица с вашим "ты" 2-ого лица, и вашего "я" 1-ого лица с моим "ты" 2-ого лица, - и, в особенности, в моих взаимоотношениях с Богом как Великим ТЫ. Так что давайте вкратце рассмотрим данный аспект нижнелевого квадранта.

Кен Уилбер, Интегральная Духовность, герменевтика, феноменология, семиотика

Previous post Next post
Up