Продолжим наше путешествие по направлению к тому, чему как выясняется и точного названия на русском языке и нет. Одну причину этого я вижу в том, что в интегральной модели решили дать свое название этому явлению. Если же пользоваться более широкой терминологией, то "постформальное мышление" (предложенное all9) наиболее адекватно, поскольку позволяет включать в себя достаточно разнообразные подходы.
Пора бы, после трех вводных постов переходить "ближе к телу". А начну я пожалуй с элементов. Под коими я подразумеваю те части, выделяя которые можно более или менее понять то, о чем идет речь. Сколько таких элементов всего - доподлинно никому не известно. Но, для того, чтобы получить достаточно полную картину хватит порядка тридцати.
Итак, приступим. Первым составным элементом визуальной логики я бы назвал ИЗМЕНЕНИЕ.
Помните, как у греков: "Все - течет, все - меняется". И, изменение это охватывает и затрагивает все. С точки зрения визуальной логики все находится в непрекращающемся движении. Кажется, что это и так очевидно. Вопрос: Насколько?
Например, в тестах Незавершенных предложений (русской версии) есть такой вопрос: "Моими сильными чертами являются ..." Три точки в конце означают, что завершить это предложение вы должны самостоятельно. Попробуйте завершите.
Формально-логический подход к этому вопросу означает то, что вы окажетесь в состоянии выделить и определить в себе эти черты. Но - насколько ход вашей мысли передает то, что эти черты являются "подвижными"? Как они возникали, когда их не было, как они изменяются сейчас, как они сами меняются в зависимости от той ситуации, в которой вы находитесь? Если при определении своих сильных качеств вы размышляете подобным образом, а не даете четких и устойчивых определений, типа: умный, сильный, гибкий, то это означает то, что вы выходите за рамки формального мышления.
Это Изменение охватывает и пронизывает собой все. Непрекращающееся движение во всем и всегда.
Рассмотрите самих себя с точки зрения этого непрекращающегося изменения. Сравните себя с тем, каким вы были год назад, два, пять, десять. Насколько вы отдаете себе отчет в тех изменениях, которые произошли? Можете ли вы определить динамику этих изменений?
Что поменялось в вашем сознании?
Какие изменения произошли с вашими чувствами?
Что происходит с переживаниями?
А какие изменения происходят в вашем сознании прямо сейчас? Какие чувства вы испытываете прямо сейчас? Попробовали отрефлексировать и все опять начало меняться. До наблюдения за собой вы были одним, сейчас уже другой.
Совсем немного пронаблюдав за эти изменениями в себе, можно легко опредедить то направление в каком движетесь, по сути немного, но спрогнозировать "будущее".
Но, никаких изменений в вас не происходит "как в вещи в себе". Одновременно с внутренними изменениями, меняются и ваши отношения. Отношения с близкими людьми или просто друзьями. Проделайте те же самые наблюдения в их отношении.
Совпадают ли результаты? Можно сколько угодно полагать, что внутри все идет в правильном направлении развития, но как это подтверждается на уровне ваших отношений с другими людьми? В какую сторону они меняются.
Изменения внутри точно также сопровождаются и изменениями с наружи. Я совсем не просто так написал посты по нейронауке. В срезе одной нашей волосинки находится 5000 синапсисов. И, каждое изменение наших мыслей в них отражается, можно (пусть и упрощенно) сказать о том, что и наш мозг (внешняя сторона) находится в процессе постоянной трансформации. Кстати вы уже определились в каком направлении следуете? В направлении его развития и усиления взаимосвязей между различными отделами или, думая постоянно об одном и том же готовите себя к старческому маразму?
Слово, которое я употребил в последнем абзаце (Процесс) позволяет перевести эти изменения в более широкую плоскость. Обращали ли вы внимание на то, как с переходм к постформальному мышлению начинает меняться наше восприятие в процессуальную сторону? То есть с той точки зрения, согласно которой нельзя что-либо вырывать и рассматривать отдельно? Что все есть процесс. Это, по сути и есть попытка отразить нашим мышлением этот элемент визуальной логики.
Чем больше и четче в нашей речи передается тот факт, что нет ничего, что можно было бы рассматривать как неподверженное переменам, находящееся в процессе движения. тем ближе мы к передаче той "реальности", которая входит в сферу постформального мышления.
Казалось бы с внутренним миром все понятно. Мысли меняют друг друга, - движение очевидно. Тоже самое с чувствами. Немного включив воображение процесс изменений можно увидеть и во внешнем мире. Да, формально-логическое мышление способно скажем воспринимать дом, в котором живет человек как некую устойчивую единицу. Но, посмотрите на него с точки зрения изменений с ним происходящих. И, ведь они идут каждый день, готовя то время, когда став необратимыми, они превратят его в небытие.
Не много более сложно воспринять этот элемент в отношении систем человеческой мысли. Однако способность увидеть их находящимися в процессе изменений - и образует визуальную логику. Кстати в этом отношении теория Кена Уилбера, действительно представляет собой уникальный пример. Помните: Уилбер 1, Уилбер 2, Уилбер.....5. И это, только на примере одной теории. А сколько теорий, объясняющих что-либо сменилось за время нашего пребывания в этом воплощении?
Нет и никогда не будет какой-либо одной теории, которая даст полный и окончательный ответ на все. По одной простой причине - процесс изменений остановить нельзя. Он пронизывает собой всю Вселенную, все внешние и внутренние измерения человеческого бытия и мира.
И, совершенно наивно будет пологать, что речь идет о какой то философской категории, о чем то отвлеченном. Совсем нет. Это все отражается в нашей речи, одинаково легко передающей как неподвижное и незыблемое восприятие, так и подвижное и изменяющееся.
В когнитивном интервью, определяющем то, насколько у человека развита эта форма мышления и какими элементами он пользуется и отражает в речи, а какими нет, все эти, казалось бы абстрактные рассуждения принимают совершенно иную окраску.
В качестве примера, приведу три варианта ответов на один и тот же вопрос, во время проведения подобных бесед:
Вопрос был один - опишите вашу жизнь с точки зрения изменений.
1. Когда я размышляю о своей жизни, то первое, что приходит мне в голову, это то, что последние пять лет я во всю "удерживаю позиции". Во внешнем мире постоянно что-то меняется, и это всегда больно меня задевает. Требуется постоянно быть начеку. Это сильно изматывает. Некоторые просто не выносят этих изменений.
2. Я начну пожалуй с работы. На ней их как-то легче отследить. А сказать можно то, что у меня складывается впечатление, что на ней мы работаем над достижением цели, которая постоянно меняется. Наша цель - движется, и не успеешь сосредоточиться на одной, как жизнь вносит свои коррективы. Как будто - плывем против течения. При этом естественно приходится все время и самому находиться в движении, развиваться. То есть, можно сказать, что изменения они и вовне и внутри - они связывают нас вместе.
3. О, многие беспокоятся и тревожатся в том случае, если происходят какие-либо изменения, но я вижу их задолго, до того как они происходят. Поскольку они сопровождают нас постоянно. И, вообще, разве в этом мире что-либо стоит на месте? Реальным чудом, неподвласным объяснению для меня является тот факт, что несмотря на то, что я сам постоянно меняюсь, у меня постоянно есть чувство что я - это я. Как я умудряюсь сохранять свою идентичность? Невероятно...
Если сравнить эти три отрывка между собой, то легко заметить, как меняется восприятие изменений от первого к третьему. Речь идет об эмпатическом принятии. А что бы вы ответили на подобный вопрос?