Я рассматриваю диалектическую перспективу как включающую в себя большое количество мировоззрений или взглядов как на природу бытия (онтологию), так и знания (эпистемология). Во многих отношениях эти взгляды отличаются друг от друга, но есть между ними и общее сходство, основанное на трех чертах:
- общим является акцент на изменении
- на целостности и
- внутренних отношениях.
Диалектическая онтология подчеркивает:
1. Наиболее фундаментальным в реальности является продолжающийся процесс изменений.
2. Во время этого продолжающегося процесса изменений внутри целостного бытия, возникают новые формы организации, которые не могут быть объяснены природой частей, организованных внутри этих форм (формы временны, могут распадаться или уступать место более сложным организациям).
3. Все существующее находится в отношениях друг с другом. И эти отношения являются частью природы вещей, они сами по себе - часть, которая делает их тем, что они есть (и поскольку изменяются внутренние отношения вещей, изменяется и их природа).
Сходным образом диалектическая эпистемология подчеркивает:
1. Как коллективное, так и индивидуальное знание является активным процессом организации и реорганизации понимания явлений;
2. В этом процессе познания возникают индивидуальные и коллективные концептуальные системы, которые приводят к согласованному знанию. Последнее нельзя свести к отдельным концепциям, идеям и фактам внутри них.
3. Концепции, идеи и факты существуют не только по отношению к другим понятиям, идеям и фактам, но и в тех, кто их воплощает. Эти отношения определяют значение концепций, идей и фактов; по мере изменения отношений, меняется и их значение.
Понятие диалектики связывает все это воедино благодаря акценту на изменениях, целостности и внутренних отношениях. Это понятие лежит в основе как диалектического взгляда на мир, так и частных подходов к использованию диалектического мышления.
Идея Диалектики.
Диалектика - развивающаяся трансформация (то есть развивающееся движение сквозь формы), происходящая посредством составных и интерактивных отношений. Фраза "движение сквозь формы" отличает подобный подход от движения внутри форм. Для иллюстрации этого отличия я использую пример со строительством дороги из одного города в другой. Дорога обладает определенной формой, обеспечивающей движение автомобилей из одного города в другой. Движение машин по ней - движение внутри форм. Но, любое движение (или изменение) приводит к разрушению дороги, появлению опасных участков, приводящих к авариям и пробкам, к процессу строительства новой и лучшей по форме дороги с тем, чтобы заменить или дополнить старую. И это можно рассматривать как движение сквозь формы.
Это понятие движения сквозь формы или трансформации - полагается и предполагает объединение как движения, так и понятия форм, с акцентом на определенном отношении между ними.
Описание этого движения сквозь формы или трансформации как развития подразумевает существование определенного направления. Это направление обычно ассоциируется с увеличением открытости, дифференциацией и интеграцией.
Определение выше относит это движение развивающейся трансформации к составным и интерактивным отношениям. Отношения можно рассматривать как соединение.
Хотя отношения часто воспринимаются как связь между вещами (причем вещи берутся как бы существующими до отношений) фраза "составные" предназначена для обозначения частей в них участвующих. Прилагательное "интеактивные" подразумевает то, что эти отношения не статичны, а характеризуются движением или влиянием частей друг на друга.
Наш пример дороги поможет прояснить составные и интерактивные отношения. Их можно увидеть между стороителями дороги, самой дорогой, теми кто ею пользуется и машинами. Например, составные отношения можно увидеть между дорогой и машинами по ней ездящими. Будет ли дорога - дорогой, если по ней не позволить ездить машинам.. Если на нее пустить вместо машин самолеты, то она превратится во взлетно-посадочную полосу. Поэтому ее определение в качестве дороги полагается на определенное отношение к автомобилям. Точно такое же достаточно ясное отношение существует между тем, что связывает и превращает строителей в дорогостроителей. Менее очевидны отношения между автомобилем и дорогой. Автомобиль определяется своей способностью перемещать людей в определенное место. Эта их способность напрямую зависит от существования подходящих дорог. Это - составные отношения.
Помимо составных существуют и интерактивные отношения между дорогой и машинами. В том смысле, что автомобили изменяют дорогу, а та в свою очередь автомобили. Дорога разрушается по мере того, как по ней ездят автомобили, а разрушенная дорога приводит к поломкам авто (дорога меняет автомобили). Опять таки, как уже упоминалось ранее, это взаимодействие между автомобилями и дорогой приводит к трансформации всей ситуации в виде строительства новой дороги. Это тот смысл, в котором происходит трансформация вследствии составных или интерактивных отношений.