Первая часть статьи.
Краткое описание: Эта статья предлагает описание диалектического мышления как психологического явления, отражающего интеллектуальное развитие взрослых людей.
Хотя это психологическое явление и соотносится с самыми разнообразными перспективами диалектической философии, от которых и произошло данное описание, - сама статья концептуализирует диалектическое мышление как форму организации мысли, различные аспекты которой могут быть установлены в личностных подходах взрослых людей к самым различным проблемам, а не в качестве определенного направления истории интеллекта. Для того, чтобы продемонстрировать силу, адекватность и значение диалектического мышления для всех видов вызовов, которым посвящен данный журнал (прим. статья была размещена в "Integral Review") в ней сообщено большое количество примеров диалектического анализа, позволяющих сравнить его с анализом формалистического подхода. Статья утверждает, что события во всех областях нашей жизни требуют восприятия ограниченности подходов закрытых систем к анализу. Вместо них, подходы основанные на организационном принципе диалектики - интегрировать измерения: противоречий, изменений и трансформирующихся систем, могут со временем стать способом поддерживающим адаптацию человека в те моменты, когда сдвигаются структуры восприятия себя и мира. В качестве примеров возможных контекстов и условий ускорения подобного интеллектуального развития приводятся высшее образование и психотерапия. В целом данная статья и ориентирована на сознательное ускорение развития во всех областях нашей жизни и как подходе к интеграции.
Ключевые понятия: диалектика, развитие, трансформация, конструктивные взаимоотношения, взаимодействие, множественные системы, открытые системы, мета-системы, эпистемологическая адекватность, диалектическое мышление, диалектическая философская перспектива, диалектический анализ, психотерапия, высшее образование.
ВВЕДЕНИЕ.
В этой статье я представлю описание того, что я называю диалектическим мышлением, первый раз увидевшее свет двадцать лет тому назад. Моя цель - сообщить его таким образом, который продемонстрирует его силу, адекватность и значение для всех тех вызовов, с которыми мы сталкиваемся. Для полного ознакомления с философскими доказательствами, исследовательской методологией для понимания элементов и примеров диалектического мышления и определения способности к нему у взрослых людей, тем эмпирическим находкам, которые подтверждают мое утверждение об отражениии диалектическим мышлением интеллектуального развития, я отсылаю читателей к другим работам (Бассечес 1978, 1980, 1984, 1989).
Я приглашаю читателей критически оценить философскую позицию, отраженную в данной статье. Те читатели, которые не разделяют эту философскую позицию, могут просто использовать мое описание как диагностическое средство восприятия диалектического мышления у других людей, а не как цель к которой следуют. При всем этом, данная статья обращена ко всем теоретикам, исследователям и практикам, которые исследуют способы усиления интегративного мышления как своего рода интеллектуального развития, на которое и направлена вся наша работа.
СИЛА, ЗНАЧЕНИЕ И АДЕКВАТНОСТЬ.
Для того, чтобы продемонстрировать отличие диалектической когнитивной организии в процессе осмысления происходящего, позвольте мне начать с пары примеров возможных сценариев. Я надеюсь, что эти примеры позволят Вам почувствовать то, что я имею в виду под областью действия диалектического мышления и сферами его использования. Каждый пример я начну с двух не диалектических, но совсем не необычных способов восприятия происходящего, а затем в качестве контраста приведу третий - диалектическую альтернативу.
Мария, Елена и Евгения - матери, имеющие дочерей. Каждая из них придерживается определенных ценностей, которыми и руководствуется при их воспитании. Но - дочери выросли и начали отвергать многие из материнских ценностей.
Мария - очень встревожена. Она видит только два возможных объяснекния. Если ее ценности верны, то она, как родитель, не смогла правильно передать их дочери. С другой стороны, если верны ценности ее дочери, а Мария не права, то все основание того, на чем строилась вся ее жизнь - ошибочно, и она и не заслужит и не получит уважения от своей дочери.
Елена в отношении данной проблемы просто пожимает плечами. Она размышляет о том, что ценности совершенно условны и иррациональны. У всех людей свои системы ценностей и они живут своей жизнью так, как хотят в соответствии с ними. И, кто может сказать, что - верно, а что - нет? Самое главное - уважать других людей, даже если у них и другие представления о жизни. Елена уважает выбор своей дочери, не смотря на то, что он отличается от ее взглядов.
Евгения начинает думать о происходящем через призму того, как ценности развиваются в исторической перспективе. Она размышляет о том, что человеческие ценности со временем меняются, когда старые вступают во взаимодействие с изменившимися условиями жизни. Ценности необходимы людям чтобы действовать, но само действие в соответствии с ценностями - меняет мир, а изменения в мире, в свою очередь, ведут к возникновению новых ценностей. Евгения понимает, что ценности ее дочери возникли из взаимодействия с ее ценностями, старается разделить их с нею и получить тот опыт мира, который есть у ее дочери, но отсутствует у нее самой.
Евгения говорит себе:
"Вместо того, чтобы решать, кто прав, а кто нет, я могу попробовать увидеть, чему я могу у нее научиться для себя, использовать ее опыт. Я также постараюсь увидеть то, что она взяла из моих ценностей и как она их трансформировала, чтобы жить в ногу со временем."