Бесчисленные путешественники, которые каждый год ездят в Италию, кто из любопытства, кто по необходимости или по прихоти, ищут в ней только следы прошедшего, нисколько не заботясь о настоящем. В Италии они видят одно обширное кладбище, в ее городах прекрасные надгробные памятники, а жителей считают привидениями, скитающимися среди развалин. Полные благоговения к древним художникам, они совершенно равнодушны к новым и, по большей части, не знают даже о их существовании. По их словам, в Италии искусство умерло как и всё прочее, и нет надежды, чтоб оно когда-либо ожило. Между тем итальянцы стараются делом опровергнуть слова иностранных судей; они усердно занимаются изучением искусств, бывших источником их славы; постоянно богатеющие выставки в Милане, Флоренции и Риме свидетельствуют о их усилиях и успехах. (...)
Пьемонтские художники в 1845 году. - Литературная газета. 1845. № 50 (31 дек.)