На нашем юге над всем, за последний месяц, преобладала - жара. В Одессе она доходила до 45° P. на солнце, так что фельетоны местных газет прямо начинались с жалоб на жару. В Ростове она достигала 49°, и тамошняя газета жаловалась, что «приходится дышать буквально горячим воздухом»; и ночи стояли душные. Таков же был максимум жары в Харькове; по наблюдениям проф. Морозова за 30 лет, нынешнее лето, уже к концу июля, оказывалось наиболее богатым такими днями, в которые температура была выше 20° P. Крым, по отзыву «Южного Края», превратился в июле в некое подобие Сахары. «Всё выжжено, всё мертво». На солнце в иные дни бывало 51, даже 51½ градуса, а в тени - свыше 30-ти. Деревья теряли листья, «виноградники», табачные плантации, огороды, баштаны - всё это погибает под палящими лучами солнца; трудно дышать… в Симензе и Севастополе с его окрестностями не было дождя около трех месяцев; в результате - почти полное высыхание источников, ключевых фонтанов и колодцев. Многие реки пересохли, другие превратились в едва струящиеся ручьи. Водопад Уган-Су, вблизи Ялты, исчез. «Есть села, где на многие версты в окружности не найдешь ни одного полноводного колодца». В Симферополе водовозы стали доставлять меньшее количество воды, а в Севастополе водопровод работал только по два часа в сутки, и заговорили уже об устройстве опреснителя, чтобы пользоваться морскою водой.
Известно, что после того, как татарское население Крыма стало выселяться в Турцию (вслед за крымской войной), множество колодцев, каналов и фонтанов были заброшены, засыпались и заглохли, а рубка лесов продолжалась. И вот теперь, когда жара в тени доходила до 51 градуса, пришла ли местным жителям мысль, что в безводии в значительной степени виноваты они сами? Забота о колодцах, каналах и фонтанах для русских людей, вероятно, казалось делом слишком мелким. Остается только утешать себя жалобами на необыкновенные жары, которые, конечно, не зависели от усилий человеческих. Не могу не высказать некоторого удивления перед тем фактом, что в Крыму даже и табачные плантации погибали «под палящими лучами». Но ведь на Кубе, жара, я думаю, едва ли уступает крымской, а табачные плантации нигде так не процветают. Разве что и табак табаку - рознь и то, что гаванскому табаку здорово, то - смерть для тех «дюбеков» и «султанов», какими нас снабжает Крым. (…)
Прозоров Л. Провинциальная печать. (Гродн. Губ. Вед. о телесном наказании. Холера в Баку в 1892 г. Жара на юге. Одесская выставка. Уголовная статистика Одессы ...). - Северный вестник. 1895 Сентябрь. № 9