О политической ситуации в Англии и не только. Ч.1.

Apr 28, 2009 17:07

Внутренняя политическая обстановка.

Главной ареной борьбы между 2-мя главными партиями была внешняя политика. Далее по важности шел вопрос об Ирландии. Во внутренней же политике программы партий были практически одинаковыми, различаясь лишь в деталях.

Консерваторы.
Изначально партия лендлордов и финансистов. Образовалась из старой партии тори. Представляла собственно Англию. С середины 60-х годов к ней примыкает крупная промышленная буржуазия. На 1894 год это фактически партия британского империализма и монополистического капитализма. При этом не следует путать консерваторов с ретроградами или реакционерами. Консерваторы не отрицают прогресс и не отменяют деловые и прогрессивные нововведения своих оппонентов. Просто они сами вводят новшества крайне умеренно и осторожно.

Либералы.
Изначально партия буржуазии. Образовалась из старой партии вигов. Изначально представляла кельтские и диссидентские области Великобритании: Ирландию, Шотландию и Уэльс. После принятия закона об ирландском самоуправлении в 1894 году раскололась. Крупная буржуазия оставила ее. Кроме того, с середины 70-х годов либералы пытаются сотрудничать с рабочими организациями. Главное в программе партии - отстаивание принципов свободной торговли и свободной конкуренции. Вся ее политика проникнута духом радикализма и реформаторства. Однако не все их нововведения находят поддержку у правительства и общества. Поэтому к концу 19-го века партия быстро теряет позиции.

Рабочее движение.
В отличие от континентальной Европы или США отличалось мирных характером и умеренностью требований. После признания за рабочими права на забастовку с экономическими требованиями (1825) признания трейд-юнионов (профсоюзов) юридическими лицами (1871), внесение изменений в закон «о хозяине и слуге» (1867) и замена его законом «о нанимателе и рабочем» (1875) положение рабочих значительно улучшилось. Также с 1874 года в парламент почти на каждых выборах проходят депутаты от рабочих организаций. Заметно (по сравнению с континентом) вырос их уровень жизни и доходов, а также есть легальная возможность бороться за свои права. В результате чего главными требованиями рабочих стали «справедливая плата за добросовестный труд» и «один человек - один голос». В отличие от социалистов они не отрицают наемного труда и не стремятся его уничтожить. Однако в последней четверти 19-го века с развитием империализма и утратой Великобританией роли ведущей промышленной державы социалистические идеи начинают возрождаться среди английских рабочих.

Женское движение.
Несмотря на то, что зародилось оно еще на рубеже 20-х и 30-х годов 19-го века, а первый специализированный журнал стал выходить в 1858 году, массовый толчок к движению суфражисток дала в 1867 попытка предоставить женщинам право голоса. Главным движителем этого движения были женщины из средних слоев общества. Вызвано это было следующими причинами. Женщины из нижних слоев несли двойное бремя: должны были как работать, так и заниматься домашним хозяйством, женщины из высших слоев, как правило, жили вполне счастливо на иждивении родственников-мужчин. Причиной же возникновения движения суфражисток послужила с одной стороны высокая и ранняя смертность среди мужчин среднего класса, с другой - эмиграция в США и Канаду. Выйти замуж стало проблематично (к 1901 году только примерно ¼ женщин из среднего класса была замужем). Значительно также вырос и возраст вступления в брак - до 25-30 лет. Все это вынудило женщин среднего класса заниматься трудом и осваивать профессии продавцов, машинисток, учителей, медсестер. Поэтому вначале разворачивается борьба за доступ женщин к профессиональному и высшему образованию. Ввиду того, что многим женщинам приходилось в одиночку растить детей разворачивается также борьба за экономические права. А поскольку эти женщины были наиболее уязвимой в социльно-экономическом плане прослойкой, то разворачивается борьба и за их политические права. Также вовлечению женщин в политику способствовал закон 1883 года «о коррупции», согласно которому агитацию на выборах могли проводить только добровольцы, а наем агитаторов запрещался. Поначалу для агитации привлекались жены депутатов, впоследствии были сформированы специальные женские организации. Например - женская либеральная федерация (1887). Благодаря этой борьбе женщины получили возможность участвовать в выборах в школьные и попечительские советы, советы графств и приходов. А в 1893 году в Новой Зеландии они получили даже равное с мужчинами право голоса.
Историческая справка - в Великобритании они его получат только в 1931 году.

Ирландский вопрос.
Идея о предоставлении Ирландии прав доминиона в составе британской империи впервые была высказана в 1869 году, а с 1870 была создана Ассоциация самоуправления Ирландии, преобразованная в 1873 году в лигу хомрула (home rule, гомруль). В следующем году 60 членов этой лиги стали депутатами парламента. Неоднократно вступали в коалицию с либералами, до 1893 года терпели поражения. В 1894 все-таки был принят закон про хомрул, но это привело к падению кабинета либералов во главе с Гладстоном. Последующая политика либералов также успеха не имела и с 1895 года у власти находятся консерваторы.

Морская паника

С появлением парового броненосного флота английские военные моряки придерживаются политики «двойного стандарта»: британский военный флот должен быть в 2 раза сильнее, чем объединенный флот 2-х оставшихся сильнейших морских держав. Либеральное правительство Гладстона изыскивало средства на свои преобразования и эксперименты за счет урезания военного бюджета. Отчего состав флота в начале 90-х годов 19-го века начал сокращаться. Масла в огонь подлило заключение франко-русского союза. Согласно докладу лорда Спенсера в 1894-1895 годах 19 британским броненосцам первого ранга будут противостоять 10 французских и 3 русских броненосца. При сохранении же текущего положения вещей дальнейшая ситуация будет только усугубляться в пользу вероятных противников. Согласно расчетам первого лорда адмиралтейства для ликвидации отставания требовалось в строчном порядке заложить 159 кораблей различных классов на общую сумму в 31 млн. фн. ст. Сами же корабли могли войти в строй в течении 5 лет. Это также было одной из причин падения министерства Гладстона и либералов вообще. В таких условиях главный строитель флота сэр Г.Уайт высказал идею о возможности качественного превосходства однотипных сильных кораблей над количественно превосходящими разнотипными кораблями противника. Под влиянием этого предположения в 1894 году был спущен на воду сильнейший броненосец «Маджестик» («Majestic») - головной корабль серии из 9 единиц и основоположник классической корабельной архитектуры до дредноутного периода. Его характеристики:

Водоизмещение 14 600 т,
длина между перпендикулярами 118,9 м,
ширина 22,9 м,
углубление 8,3 м.
Мощность двухвинтовой машинной установки тройного расширения 12000 л. с.,
скорость хода 17 уз.
Бронирование (гарвеевская никелевая сталь): пояс 229 мм;
траверсы 356-305 мм;
барбеты 356 мм;
башни 254 мм;
казематы средней артиллерии 152 мм;
рубка 356 мм;
палуба 102-63 мм.
Вооружение: четыре 305-мм и двенадцать 152-мм скорострельных орудий;
24 малокалиберных, пять 457-мм торпедных аппаратов.

Следует сказать, что броненосцы России и Франции в то время не могли развить на испытаниях скорость больше, чем 15-16 узлов. В реальности она была еще ниже. К тому же новейший корабль был сосредоточением всех технических новинок: электрическое освещение и кондиционирование воздуха, электрические утюги и чайники, размагничивающие системы и телефоны для связи между отсеками, гидравлические подъемники и многое другое.
В это же время на фирме А.Ярроу был разработан проект миноносца «Хэвок» («Havoc»), побившего на испытаниях рекорд скорости и показавшего скорость более 26 узлов. Несмотря на то, что адмиралтейством и была заказана серия таких кораблей, но для скорейшего ввода их в строй адмиралтейство разместило заказ на нескольких верфях, обязав фирму Ярроу снабдить их чертежами. В результате обиды Ярроу переработал и улучшил проект, сумев добиться максимальной скорости в 29 узлов и улучшения мореходных качеств, и продал такой корабль России (известны как тип «Сокол»). Вместе с комплектом чертежей и лицензией на их серийное производство. В итоге вероятный противник оказался обладателем самого быстрого в мире корабля (а в ближайшем будущем - целой эскадры из подобных кораблей), противопоставить которым британский флот в ближайшее время ничего не сможет. Наши крейсера и броненосцы окажутся беззащитными перед атаками «Соколов». К тому же за всю сделку с Россией Ярроу запросил всего 36 тыс. фн. ст., при том, что только за постройка «Хэвока» без его вооружения обошлась в 36526 фн.ст., а стоимость кораблей второй серии выросла до 41 тыс. фн. ст. за штуку.

история, XIX век, Англия

Previous post Next post
Up