Викладаю невеликі фрагменти з книги
Светские церемониалы в России, які стосуються освіти і виховання російських дворян в цей час.
Як відомо, молодий дворянин міг виховуватись як в сім'ї, так і в закритих навчальних закладах.
Дети, обучавшиеся в закрытых учебных заведениях, приезжали домой только на каникулы. Если воспитанников кадетких корпусов и юнкерских училищ обучали манере держаться собранно, подтянуто, молодцевато, достигая настоящей офицерской выправки, то барышням дворянского звания внушали, что они хранительницы чести отца, мужа и потому должны держать себя достойно.
Мальчики, обучавшиеся в кадетских корпусах и юнкерских училищах, получали там настоящую офицерскую выправку. Традиции этих учебных заведений свято соблюдались в любое время, невзирая на политическую ситуацию. Так, несмотря на бурные события 1919 года, жизнь в Хабаровском графа Муравьева-Амурского кадетском корпусе текла спокойно, как и в прежние времена. «Хорошо отлаженный механизм работал без сбоев. Директор корпуса генерал Корнилов, умный, широко образованный человек, умело оберегал вверенный ему корпус от внешних потрясений, сохраняя выработанную десятилетиями систему учебы и воспитания. Ему помогал отлично подобранный преподавательский состав и опытные офицеры-воспитатели»/ Любимов Г.Г. Мои кадетские годы // Репетитор. № 1. Январь. 1998. С. 70./, - вспоминал Г.Г. Любимов. Занятия проходили по гимназической программе с акцентом на иностранные языки (французский, японский) и военную подготовку. Кадеты вставали в шесть часов утра, обтирались до пояса холодной водой, заправляли кровать. Неопрятность в одежде наказывалась нарядом вне очереди или даже лишением отпуска. Затем следовала зарядка и бег на свежем воздухе. После короткого завтрака давалось сорок минут для подготовки к занятиям. Классные и строевые занятия продолжались до двух часов дня, затем - обед. На послеобеденный отдых и прогулку отводилось три часа, два из которых - на свежем воздухе.
С шести до восьми часов вечера кадеты готовили домашние занятия. При этом обязательно присутствовал офицер-воспитатель. Он же следил, чтобы кадеты с первых лет обучения обязательно читали художественную литературу. В оставшееся до отбоя время можно было писать письма, читать, рисовать. В корпусе был хороший хор, оркестр и театральный кружок. Начиная с 5-го класса кадетов обучали бальным танцам. В Крымском кадетском корпусе существовала традиция выбирать «даму выпуска» - воспитанную, скромную девушку из хорошей, желательно офицерской семьи. Кадеты оказывали ей особые почести. Ее встречали воинским приветствием, и каждое воскресенье несколько выпускников относили к ней домой букет цветов и коробку конфет. Родители девушки обычно приглашали молодых людей на чашку чая. День ее ангела праздновал весь корпус. С разрешения директора корпуса устраивался бал со специально подготовленной программой, на который приглашали институток. Для «дамы выпуска» и ее свиты ставили отдельный столик с цветами, конфетами и освежающими напитками. «Королеве» выпускного бала дарили выпускной значок и золотую брошь с погоном корпуса. Начальство поддерживало эту традицию, считая, что она воспитывает в кадетах рыцарские чувства к женщине.