Война и миръ

Dec 18, 2007 01:21


Отчего ж... Врет: если угодно знать, "Войну и мир" читал...
Вот, действительно, книга. До самого конца прочитал - и с удовольствием.
А почему? Потому что писал не обормот какой-нибудь, а артиллерийский офицер.

Як мені жаль, що цей роман проходять в школі, даючи можливість вчителям примушувати його читати, а школярам - зневажати його на всю силу своїх палких бунтівних сердець! І разом з тим я щасливий, бо доля подарувала мені пречудову викладачку Іноземної літератури, яка вчила нас читати, розуміти, насолоджуватись Словом.
Зараз, через одинадцять років після першого прочитання, мені хочеться знову і знову повертатись до романів Толстого, до його вибагливої, милозвучної, насиченої мови, до філософських міркувань і живих образів, до французьких вставок через абзац і, звісно, неперевершеної атмосфери російського дворянства в літературі ХІХ століття.

Ми неодмінно повернемось у Студії до теми першого десятиліття і не тільки в Англії, але і у Франції, Австрії, можливо - Італії, Пруссії і, звісно, Росії.
Росія, думається, стане першою у цьому ряді. І тему, чесно кажучи, вже обрано.
Проте зараз, коли ще немає конкретних планів, я із задоволенням використовуватиму текст відомого всім роману для ілюстрації характерних особливостей російських звичаїв, танців і етикету, які пречудово відображені автором у творі.
Дуже сподіваюсь у цих коротких цитатах знайти своїх союзників у добрій справі - спонукати, надихати реверійців (і не тільки їх) до прочитання і перечитування видатної епопеї.


Раніше я вже наводив тут випадок, як Велика княжна запрошувала на полонез посла. Вона просила честі, а її батько наголошував що це, насамперед, люб'язність для нього.
Схожа ситуація описана в романі Война и мир.

Персонажі: Елен - графиня Безухова, дочка князя; Борис Друбецькой - син княгині;

В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить.

При начале мазурки Борис видел, что генерал-адъютант Балашев, одно из ближайших лиц к государю, подошел к нему и непридворно остановился близко от государя, говорившего с польской дамой. Поговорив с дамой, государь взглянул вопросительно и, видно, поняв, что Балашев поступил так только потому, что на то были важные причины, слегка кивнул даме и обратился к Балашеву. Только что Балашев начал говорить, как удивление выразилось на лице государя. Он взял под руку Балашева и пошел с ним через залу, бессознательно для себя расчищая с обеих сторон сажени на три широкую дорогу сторонившихся перед ним. Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошел с Балашевым. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратится к нему. (Борис понял, что Аракчеев завидует Балашеву и недоволен тем, что какая-то, очевидно, важная, новость не через него передана государю.)

Но государь с Балашевым прошли, не замечая Аракчеева, через выходную дверь в освещенный сад. Аракчеев, придерживая шпагу и злобно оглядываясь вокруг себя, прошел шагах в двадцати за ними.

Пока Борис продолжал делать фигуры мазурки, его не переставала мучить мысль о том, какую новость привез Балашев и каким бы образом узнать ее прежде других.

В фигуре, где ему надо было выбирать дам, шепнув Элен, что он хочет взять графиню Потоцкую, которая, кажется, вышла на балкон, он, скользя ногами по паркету, выбежал в выходную дверь в сад и, заметив входящего с Балашевым на террасу государя, приостановился.

история культуры, XIX век, котильон, балы, Лев Толстой, этикет, цитаты, книги, Война и миръ, Российская империя, мазурка

Previous post Next post
Up