Оригинал взят у
alexlevitsky в
Новый Городской театр. Строительство и дореволюционный период Конкурс на лучший проект нового Городского театра, объявленный муниципалитетом под влиянием общественности, длился несколько лет, в течении которых было представлено более 40 проектов отечественных и зарубежных мастеров. Среди работ одесских архитекторов наиболее интересной была признана работа А. О. Бернардацци. Впоследствии все они были отклонены и утвержден внеконкурсный проект молодых на ту пору венских архитекторов Фердинанда Фельнера (1847-1916) и Германа Гельмера (1849-1919). Знаменитое в Европе архитектурное бюро «Felner&Helmer» было плодом их тесного и долговременного сотрудничества.
Тип здания:
- театр
- общественное сооружение
- зрелищное сооружение
Стиль:
- эклектика
- барокко
- ренессанс
- рококо
Архитекторы и даты строительных работ:
- Г. Гельмер, Ф. Фельнер (Архитектурное бюро «Felner&Helmer») (конкурсный проект, утвержденный проект), нач. 1880-х г.г., 1882
- Ф. В. Гонсиоровский, Ю. М. Дмитренко, А. О. Бернардацци (доработка проекта, строительство), 1884-1887
- С. А. Ландесман (ремонтные работы), 1917-1919
- А. В. Щусев (восстановление после пожара, проект), 1926
- инж. Н. А. Давыдов (восстановление после пожара, реализация подготовленного проекта), 1926-1927
- В. И. Кундерт (ремонтно-восстановительные работы), 1942
- Н. А. Шаповаленко, Н. Ф. Евангелиди, инж. И. И. Корнет, инж. Р. И. Ясинский (реставрация, реконструкция, модернизация, укрепление фундамента), 1964-1967,
- Н. А. Дыховичная и инж. Э. Н. Быков (Киев, реставрационный отдел), инж. В. И. Снисаренко и Ю. А. Катруца (Киев, общестроительный отдел) (реставрация, усиление конструкций, строительство подстанции), 1996-2007
Скульпторы:
- Ф. Фридль, Ф. Натали (эскизные, скульптурные работы)
- Л. Стрикциус (лепные работы)
- Ф. Этель
Художники:
- Ф. Лефлер (росписи в интерьерах),
- А. Котт
Дата строительства:
- 1884-1887.
Статус:
- памятник архитектуры и истории национального значения.
Современная функция:
- Одесский национальный академический театр оперы и балета .
Второй адрес:
- Ланжероновская, 6
Конкурсный проект нового Городского театра, предложенный А. О. Бернардацци
Всего по проектам бюро «Felner&Helmer» было построено 48 европейских театров, среди которых одесский был 13-м по хронологии, что породило среди жителей города немало суеверных толков. «Театральные закройщики» Европы, фирма Фельнера и Гельмера не создавала типовых проектов и не разрабатывала единых стандартов для их составления, каждый возведенный ими театр был уникален, хотя в некоторых случаях возводились очень схожие между собой строения. Немаловажен был и тот факт, что знаменитым австрийцам часто удавалось минимизировать затраты по смете, не жертвуя уровнем импозантности возводимого сооружения, ввиду чего постройка всех 48 театров потребовала приблизительно столько же средств, сколько возведение парижской Гранд Опера (Опера Гарнье).
Г. Гельмер и Ф. Фельнер
Г. Гельмер
Г. Гельмер
Ф. Фельнер
Ф. Фельнер
Ф. Фельнер
На территории Украины по проекту Фельнера и Гельмера построен еще один театр - в Черновцах, с которым связан достаточно курьезный случай. Проект черновицкого театра, оказался достаточно дорогим для городской казны, и пока горожане собирали средства, Гельмер и Фельнер продали его другому городу - Фюрту в Баварии. Поэтому черновицкий театр имеет своего брата-близнеца в Германии - оба театра действительно очень тяжело различить внешне. Благодаря пожертвованиям меценатов и состоятельных горожан, в 1905 году город получил великолепный театр, построенный в рекордные сроки - за 14 месяцев. Однако проект, создававшийся именно для Черновцов и реализованный в итоге в Фюрте, из соображений придания черновицкому театру индивидуальности, пришлось спешно перерабатывать с изменением отдельных элементов и деталей фасада.Интересно, что этот проект во многом наследовал черты театра в Клуж-Напоке (Румыния).
Среди без малого полусотни театральных зданий Гельмера и Фельнера наибольшую известность получили театры в Вене («Volkstheater», «Stadttheater» и др.), Зальцбурге, Граце, Софии, Загребе, Праге, Аугсбурге, Берлине («Theater Unter den Linden»), Майнце, Дармштадте, Сегеде, Торуне, Братиславе, Тимишоаре, Цюрихе, Брно и других крупных городах Центральной и Восточной Европы. Разумеется, театр в Одессе занимает в этом списке одну из почетнейших позиций.
Следует отметить, что проект Фельнера и Гельмера, победил в конкурсе не только благодаря своим выдающимся инженерно-эстетическим качествам, но и стараниям графа М. М. Толстого (старшего), занимавшего должность директора прежнего Городского театра и впоследствии ставшего им во вновь отстроенном.
Проект нового Городского театра, представленный архитектурным бюро «Felner&Helmer»
Главный фасад (со стороны Ришельевской)
Тыльный фасад (со стороны переулка Чайковского)
Боковой фасад (со стороны Театрального сада), опубликовано в журнале «Зодчий»
Продольный разрез, опубликовано в журнале «Зодчий»
Поэтажный план, опубликовано в журнале «Зодчий»
Поэтажный план, опубликовано в журнале «Зодчий»
Поэтажный план, опубликовано в журнале «Зодчий»
Поэтажные планы из «Архитектурной энциклопедии» Г. В. Барановского
Утвержденный проект не был проработан в деталях, а сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое было пересмотрено и усовершенствованно местными архитекторами Ф. В. Гонсиоровским, А. О. Бернардацци и Ю. М. Дмитренко. Именно их художественному вкусу театр обязан своим неповторимым, уникальным обликом - различие между проектом австрийцев и его реализацией достаточно заметна, хотя общая концепция была оставлена прежней. Высокий двухярусный портал главного входа, увенчанный классическим треугольным фронтоном был выдвинут далеко за пределы основного объема в виде мощного ризалита, крыша которого впоследствии стала основанием для знаменитой скульптурной группы, изображающей Мельпомену, мчащуюся на колеснице, в которую запряжены четыре пантеры. С боковых стен сценической коробки исчезли аркатуры, отдельные фрагменты фасада были тщательно переработаны.
Проект нового Городского театра на этапе доработки
Боковой фасад (со стороны Театрального сада)
Продольный разрез
Поперечный разрез
Нельзя не отметить высочайший уровень решения задачи противопожарной безопасности, одно из обязательных условий муниципального конкурса - непростительно было бы допустить повторения трагедии, завершившей жизнь старого театра. Впрочем, несмотря на это, пожар в новом здании в будущем все же случился, однако, к счастью, столь деструктивных последствий не имел.
В отличие от старого здания Городского театра, новое задумывалось ориентированным главным фасадом к улице Ришельевской, то есть его продольная ось была строго перпендикулярна таковой у предыдущего сооружения. Новый театр проектировался не только как храм сценического искусства, но и как значимый градостроительный объект и главная доминанта в перспективе примыкающих и близлежащих улиц, откуда бы хорошо просматривался монументальный, динамичный силуэт постройки.
Общий схематический план, согласно окончательному варианту проекта нового Городского театра
С момента пожара до закладки первого камня в новый фундамент прошло почти 11 лет. Строительство велось подрядным способом из местных материалов. Несмотря на традиционную экономичность проектов Гельмера и Фельнера, на работы была потрачена колоссальная по тем временам сумма - 1,5 миллиона рублей, из которых 80% граф М. М. Толстой внес лично. Естественно, такие затраты общество воспринимало неоднозначно, и в газетах зачастую появлялись весьма нелестные статьи с предложениями, куда бы лучше направить эти деньги.
Иронические замечания и споры по поводу того, был ли необходим Одессе именно такой театр долгое время не умолкали и после окончания его строительства. Так, один из театральных критиков того времени писал: «Одесса мне напомнила промотавшегося помещика, который на последние деньги купил золотое блюдо и, назвав гостей, преподнес им на этом блюде корку черствого хлеба». А известный публицист Влас Дорошевич вообще предлагал поместить в газете объявление следующего содержания: «За ненадобностью продается совсем новенький, малодержаный театр на своз». На вырученные же деньги предлагалось построить театр менее чопорный, но более доступный.
Новый Городской театр в прессе времен строительства
Статья-обозрение в журнале «Зодчий», где упомянут театр
Окончательный проект нового Городского театра
Главный фасад (со стороны Ришельевской)
Общий план
План лестниц и фойе второго этажа
План лестниц и фойе третьего этажа
План лестниц и фойе четвертого этажа
Продольный разрез
Поперечный разрез
Поперечный разрез
16 сентября 1884 года осуществилась торжественная закладка нового театра, а 1 октября 1887 года считается датой окончания всех работ. Строители сдержали свое слово и выполнили обязательства в точно оговоренные сроки. Театр окончен день в день - 15 сентября 1887 года, а на 1 октября была назначена церемония закладки последнего камня. По специально разработанному сценарию она началась ровно в полдень.
Завершающий этап основного строительства театра до начала внутренних работ, 1885-1886 г.г.
«Одесский театр лучший в мире!», - воскликнул Фердинанд Фельнер, приехав в Одессу по случаю окончания строительства, и открыл торжество, вручив городскому голове Григорию Маразли позолоченный ключ от театра. Впоследствии он был помещен в металлический ящик и замурован у подножия зеркала на лестнице западного портика театра.
Г. Маразли и члены городского управления приветствовали многочисленных гостей. В зал был приглашен цвет одесского общества: представители военной администрации, иностранные консулы, профессура, врачи, учителя, выборные от мещанского и купеческого сословий.
Александр Головин, автор эскиза занавеса
Публика не скрывала восторга от увиденного, любуясь ранее небывалым по своему великолепию архитектурным творением. Прозвучал «Пролог» - историко-музыкальный экскурс в прошлое города, специально написанный к этому дню Григорием Лишиным, а драматическая труппа первого антрепренера обновленного театра И. Черепенникова показала сцену из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» и третий акт комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Парадный спектакль закончился поздней ночью, а вечером театр озарился множеством огней.
В те времена это было едва не единственное здание в городе, оборудованное электричеством.
«Пролог» Г. Лишина, обложка нотной тетради
В номере «Новороссийского телеграфа» за октябрь 1887 года более половины печатного объема занимает рассказ об одесском городском театре:
«Новый Городской театр построен на театральной площади, на месте сгоревшего театра… Наружный фасад театра приведен в стиль итальянского Возрождения...»
«По высоте здания архитектурно имеются три главных яруса: нижний, цокольный, заключающий в себе партер; второй, в котором помещаются бель-этаж и первый ярус; и третий, заключающий в себе второй ярус и галерею. Далее мы видим по фасаду полукруга с обеих сторон открытые балконы. Таких балконов на всем фасаде десять: восемь малых и два больших с тремя просветами каждый…К театру существуют три главных подъезда...»
«Потолок украшен замечательно изящной лепной работой и отделан золотом. Средняя часть потолка занята четырьмя картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырех произведений великого английского драматурга В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».
Сообщив эти сведения, критик из «Новороссийского телеграфа» попутно замечал:
«Жаль только, что эти прекрасные картины по своим сюжетам будут непонятны большинству жителей. Неужели нельзя было подобрать сюжеты для картин из русских произведений или из русской оперы?».
Театр на ранних одесских открытках
Редкая открытка первой половины 1890-х г.г., общий вид театра со стороны гостиницы «Европейская»
Вид театра с Ланжероновской, открытка конца 1890-х г.г.
Сувенирная открытка с рельефным оттиском
Сувенирная открытка с рельефным оттиском
Театр в изобразительном искусстве
Иллюстрация из справочника «Вся Одесса» за 1899 г.
Литография конца 1890-х г.г
Литография конца 1890-х г.г
Литография
Литография
Немецкая гравюра
Немецкая гравюра
Акварель Сиднея Адамсона
В путеводителе по Одессе (1914 г.) Г. Москвич среди достоинств театра упоминает «прекрасное отопление и вентиляцию, которые поддерживают равномерную температуру не только зимою, но и летом. Наружный воздух пропускается предварительно мимо парусов, обдаваемых водой, которая в знойные дни охлаждается льдом, и затем, посредством нагнетательного вентилятора, приводимого в движение паровой машиной, воздух очищенный и согретый зимою или охлажденный летом, распространяется равномерно по всему театру».
Театр со стороны Ришельевской на дореволюционных открытках
Вид на угол Ланжероновской
Вид на угол Ланжероновской
Вид на угол Ланжероновской
Вид на угол Ланжероновской, редкая открытка с рекламой торгового дома С. Перлова в Москве