Оригинал взят у
mik_kiev в
Какие Бастилии нужно сносить в Киеве? Минувшая дата 14 июля, как известно, особенно торжественно отмечается в Франции. Ровно 225 лет назад, в 1789 году, в этот день восставшие парижане взяли штурмом крепость Бастилию - символ безжалостной и бесконтрольной королевской тирании. Бастилия была тюрьмой, за стены которой король мог в любой момент упрятать кого угодно. И вот повстанцы распахнули ее ворота. Считается, что с этого началась Великая Французская революция.
Взятие Бастилии. Изображение конца XVIII в.
Народ не желал, чтобы мрачные стены Бастилии по-прежнему возвышались над Парижем. Крепость решено было снести.
При тогдашнем уровне техники делали это главным образом вручную, при помощи примитивных орудий, носилок и тачек.
Разрушение Бастилии. Изображение конца XVIII в.
Работы продлились года три. Но в конце концов с ненавистным символом было покончено. А на площади Бастилии еще долго экспонировались последние камни от стен крепости, сохраненные как память.
Руины Бастилии. С открытки начала ХХ в.
Начало текущего года для киевлян связано с событиями, подобными июлю 1789-го в Париже. Народное восстание свергло бандитский режим. И после этого многие тоже бросились искать символы прежней власти, которые хотелось снести.
Правда, от этого порыва досталось главным образом монументам советской поры (очевидно, не в последнюю очередь из-за политики нынешней КПУ, что называется, продавшейся с потрохами Януковичу). Заметнее всего стал пресловутый «ленинопад». Жаль только, что вполне пристойные произведения скульптуры вместо того, чтобы цивилизованным образом отправить в подходящее для экспонирования местечко, валили и крушили с такой же точно истовостью, с какой большевики и комсомольцы лет восемьдесят назад громили церковные колокола и иконы.
Кроме монументов главного вождя, пострадали и памятники вождям помельче. К примеру, исчезла с постамента бронзовая полуфигура Дмитрия Мануильского на перекрестке Липской и Институтской улиц. Другой бронзовый большевик Василий Боженко остался на пьедестале, но его бюст получил выразительное повреждение.
Памятник Василию Боженко
Батьке Боженко - полевому командиру украинских революционных партизан - в буквальном смысле слова пробили грудь.
На площади перед Мариинским дворцом и Верховной Радой недавно расправились с монументом памяти героев Октябрьского восстания в Киеве.
Остатки памятника героям Октябрьского восстания
С него содрали надписи, похитили траурную урну из красного гранита. Это, к слову, уже второе разрушения памятника (первое осуществили гитлеровские оккупанты, после чего сооружение было восстановлено). Разрушители, правда, проявили прискорбное незнание отечественной истории. Ведь киевское восстание в октябре 1917 года было направлено против сил Временного правительства, а результаты его использовала Центральная Рада для провозглашения Украинской Народной Республики!
И совсем уж непонятно, с какого перепугу некие шкодливые ручонки разбили на улице Боричев Ток мемориальную доску, посвященную грузину-революционеру Ладо Кецховели?!
Остатки мемориальной доски Ладо Кецховели
Ведь он погиб в тифлисской тюрьме в 1903 году, задолго до преступлений большевизма. А в Киеве жил и того раньше - в 1890-х, обучаясь в духовной семинарии. Даже на обломке доски можно прочитать, что занимался здесь Кецховели не более как «участю у роботі соціал-демократичних гуртків»...
При виде такой, с позволения сказать, деятельности активистов-разрушителей вспоминается знаменитая цитата из украинской киноклассики: «Не туди б’єш, Іване!»
Речь о том, что едва ли разумно выискивать по городу в неприметных местах очередные советские статуи или, не приведи Господи, изображения серпа и молота. Потому что со времен правления Януковича со товарищи остались куда более внушительные сооружения, превратившиеся в исполинские монументы произвола и алчности. Речь идет о нескольких постройках в исторической части Киева, грубо нарушающих все мыслимые правила по охране городских ландшафтов.
Собственно, подобные объекты появлялись и раньше. Едва ли не самый хрестоматийный пример -
массивное здание по улице Михаила Грушевского, 9-а, исказившее панораму днепровских склонов.
Но в последние годы продуцирование «монументов беспредела» было, по сути, поставлено на поток.
Приведу только отдельные примеры, для которых несоответствие охраняемой среде и даже первоначальному проекту оказывается особенно вопиющим.
На углу Нижнего Вала и Константиновской улицы когда-то стояло скромное, но выразительное двухэтажное здание. Его поместили даже на дореволюционную открытку.
Угол Нижнего Вала и Константиновской. С открытки начала ХХ в.
Оно не меняло облика и в советское время. Ему суждено было достоять вплоть до того времени, когда на Подоле начали строительство трассы метро открытым способом.
Угол Нижнего Вала и Константиновской. Фото 1960-х гг.
Но затем, в 1970-е годы, оно исчезло. На его месте появился подземный переход со входом на станцию метро «Червона площа» (теперь «Контрактова площа»).
Пустырь на углу зиял без малого сорок лет. Но вот появился проект новостройки, каким-то образом размещаемой чуть ли не над самой линией метрополитена.
Угол Нижнего Вала и Константиновской. Проект. Фото 2011 г.
В 2011 году проект был выставлен на всеобщее обозрение. Можно сказать, что он казался умеренно громоздким и был допущен к строительству, что и отмечено на плакате.
Да только уже по ходу работ постройка поручила громадное приращение. Насколько это опасно для линии метро, пусть скажут специалисты, но историческому облику Подола тяжеловесная нахлобучка нанесла серьезный урон. При этом никто не смог объяснить, на каком основании состоялось изменение проекта.
Новое строительство на углу Нижнего Вала и Константиновской. Март 2014 г.
Недавно с нового здания сняли маскировку. На части его уже ведутся отделочные работы, часть лихорадочно продолжают достраивать.
То же - май 2014 г.
Особенно пикантно выглядит баннер, растянутый на новом фасаде.
Здание по Нижнему Валу, 27-29, оказывается, проходит под слоганом «Подол Престиж». То есть строительство в обход закона позиционируется как фактор престижности. Как говорится, приехали...
Другим сооружением, непонятно с какой стати подросшим, стал печально известный небоскреб на Кловском спуске, 7-а. На сегодня он является рекордсменом по высоте среди украинских зданий, но... лучше бы поставил свой рекорд где-то в другом месте.
О нем я писал еще четыре года назад
ВОТ ЗДЕСЬ: К сожалению, с тех пор ничего к лучшему не изменилось. И даже наоборот.
По сравнению с тем обликом, который дом имел в 2010 году...
Кловский спуск, 7-а. 2010 г.
...над ним в 2011-м еще добавилась какая-то невразумительная нахлобучка в шесть ярусов!
То же - 2011 г.
В первоначальном проекте, который сам по себе не вписывался в охранные нормы, вместо нее предусматривалась только небольшая «шляпка» на центральной оси.
Но застройщик, меняя проект, был, очевидно, уверен в собственной безнаказанности. Не потому ли, что в угоду президенту Януковичу выбрал тогда «нужную» политическую ориентацию?
И теперь бесформенное сооружение на Кловском спуске проявляет себя в исторических ландшафтах еще более агрессивно.
Особенно это сказывается в панораме Киево-Печерской лавры с Днепра. Она поражала своим великолепием еще в XVIII и начале XIX века, когда раскрывалась со стороны так называемой Наводницкой переправы.
Вид на Лавру в 1830-е гг.
Этот чудесный вид мало изменился в начале ХХ века.
То же с открытки 1900-х гг.
И даже к нашему времени он в основном сохранялся таким же (с моста Патона), хотя с 1941 по 2000 год в панораме Лавры отсутствовал Успенский собор. Городские власти и архитекторы все же старались не загромождать его новостройками. Однако в 2010 году небоскреб по Кловскому спуску бесцеремонно вклинился в этот пейзаж.
А добрав высоты, он смотрится еще кошмарнее, «забивая» даже знаменитую лаврскую колокольню!
Печально и то, что в нынешнем ландшафте знаменитого монастыря выглядят инородными телами уже два строения. Второе расположено на снимке несколько левее.
Это - новостройка по улице Московской, угол Резницкой.
История ее проектирования и возведения тоже полна странностей. Ей в моем ЖЖ был посвящен
отдельный материал. Несколько позже другой блоггер поместил на эту тему
более подробное расследование с привлечением ряда документов.
Напомню, что на месте нового здания стояли выразительные старинные постройки. Одна из них была сооружена в 1903 году для частной гимназии Плетневой по проекту известного киевского зодчего Александра Кобелева.
Бывшая гимназия Плетневой по Резницкой, 2/34. Фото 2007 г.
Помимо архитектурной ценности, это строение было бесспорным памятником истории. В его стенах училась юная киевлянка, будущая великая актриса МХАТа Алла Тарасова, о чем напоминала мемориальная доска.
Однако в интересах фирмы-застройщика бывшее помещение гимназии - вполне еще крепкий дом, о чем свидетельствуют многие фотоснимки - оказалось возможным снести. Было только поставлено условие не трогать фасадную стену гимназии, и ее нарисовали как часть фасада нового высоченного сооружения (на картинке - слева).
Тем не менее, застройщик не пожелал возиться даже с огрызком исторического памятника. Его разрушили полностью. А на каркасе нового строительства фирма гордо растянула баннер со своим названием.
Вот как выглядит теперь новостройка на Резницкой, 2/34:
Как мы убедились, мало того, что ради нее непонятно на каком основании уничтожили памятник, состоявший под охраной государства, - эта каланча, выламывающаяся из прилегающего окружения, еще и добавила хаоса в заповедную панораму Лавры!
Вот три объекта, за каждым из которых тянется шлейф необъяснимых проектных, а порой и административных решений, направленных на уродование исторической среды Киева. Два из них к тому же роковым образом влияют на облик Киево-Печерской обители, состоящей под охраной ЮНЕСКО.
Есть ли сомнения в том, что любой из этих трех объектов может быть признан памятником корыстолюбию, коррупции, пренебрежению к желаниям и интересам киевлян?
От этих-то «Бастилий» (по крайней мере, от их избыточных этажей) и следует избавить наш Киев. Сейчас все они находятся на финишной стадии строительства, и застройщики, надо полагать, рассчитывают на немалую прибыль от их продажи или аренды. Но ведь в Законе Украины 2011 г. «Про регулювання містобудівної діяльності» (ст.38) четко сказано: «За рішенням суду самочинно збудований об’єкт підлягає знесенню з компенсацією витрат, пов’язаних із знесенням об’єкта, за рахунок особи, яка здійснила (здійснює) таке самочинне будівництво. Замовником робіт із знесення зазначеного об’єкта є інспекція державного архітектурно-будівельного контролю, за позовом якої прийнято відповідне рішення суду».
До недавнего времени, к сожалению, трудно было рассчитывать на защиту законности органами суда, если речь шла о противодействии большим деньгам. Но, быть может, после падения прежней власти что-то изменится в этом направлении к лучшему?
Во всяком случае, киевская городская община вправе ожидать от нового городского руководства борьбы за ее интересы по преодолению утрат в историческом облике древнего Киева. Для начала необходимо, чтобы городские власти затребовали у застройщиков разрешительную документацию и сделали ее достоянием общественности. Следует проверить, кто и на каком основании дал возможность строить упомянутые выше здания в их нынешнем виде, соблюдено ли при этом законодательство по охране культурного наследия, были ли проведены должным образом «громадські слухання щодо врахування громадських інтересів» (ст.21 Закона «Про регулювання містобудівної діяльності») и т.п. При необходимости, активисты, защищающие старый Киев, помогут в этом разобраться. А после надлежащего следствия (на время которого строительные работы и коммерческие операции с объектами должны быть остановлены) пусть скажет свое слово суд.
Еще до последних выборов в Киевраду руководители городского Управления охраны культурного наследия, Департамента градостроительства и архитектуры, Киевской организации Национального союза архитекторов Украины приняли
совместный Меморандум. В нем было отмечено наличие в Киеве в недавние годы «необґрунтовано прийнятих рішень у сфері містобудування, архітектури, охорони культурної спадщини» и предложены первые шаги по исправлению ситуации. Казалось бы, после выборов местных органов власти эта инициатива должна была успешно продолжиться.
Да вот только на днях новый мэр Виталий Кличко пожелал освободить от должности одного из подписавших Меморандум - и. о. главы Управления по охране культурного наследия Якова Дихтяря. Свое намерение руководитель КГГА мотивировал своеобразно:
«він не має жодних претензій до Якова Яковича, проте має свою команду, перед якою є певні зобовязання і з якою він бачить свою подальшу роботу у столиці». Между тем представляется совершенно очевидным, что первоочередные обязательства у Виталия Кличко имеются перед избравшими его киевлянами. До выборов-то избиратели не были поставлены в известность о том, кому из «команды» и чем именно их кандидат будет в дальнейшем обязан. Нужно особо подчеркнуть, что в поддержку Дихтяря выступил ряд общественных организаций (в том числе
Украинское общество охраны памятников истории и культуры ). Это, насколько можно судить,
приостановило принятие кадрового решения.
Вопрос о защите исторической среды нашей столицы может стать своего рода «индикатором», который выявит искренность деклараций нынешнего городского головы, не раз призывавшего к борьбе против коррупции и за торжество законности. А законность базируется едва ли не в первую очередь на неотвратимости кары за ее нарушения.
В заключение могу предположить, что сторонники «беспредела» в застройке старинных кварталов Киева будут всячески противиться сносу неправедно возведенных этажей. Конечно же, они станут взывать к тому, что нельзя обращать в прах затраченные ими деньги, да еще в переживаемое страной тяжелое время.
Однако, возвращаясь к началу этой темы, напомню еще раз о взятии Бастилии 225 лет назад. В тот день король Людовик XVI был раздражен действиями «черни» и записал в своем дневнике, что 14 июля ничего существенного не произошло. Через три года это «ничего» привело к его свержению с престола, а в январе 1793 года по приговору Конвента король был казнен.
Казнь Людовика. Изображение конца XVIII в.
Со временем получило известность высказывание одного из свидетелей тех событий: «Только после того, как Людовик XVI был гильотинирован, французский крестьянин поверил, что революция победила».
То же самое можно сказать и о «гильотинировании» одиозных зданий, уродующих Киев.
Только после принятия самых решительных мер бизнесмены-застройщики, стремящиеся к сверхприбылям, поймут, что пренебрежение законами и правами киевлян может больно ударить их самих по карману, и впредь станут осмотрительнее. Других аргументов они, боюсь, не воспримут.