Наткнулся тут на весьма интересную
книгу о велопутешествии группы украинцев по Европе в 93-94 годах. Часть о визах и границах особенно любопытна! Некоторые привычные для того времени явления сейчас кажутся абсолютно диковинными: например, большинство въездных виз тогда оформлялось украинцами не в соответствующих консульствах, а через МИД Украины! Что занимало, порой, несколько месяцев. Транзитные визы при этом делались быстро, но на их оформлении украинский МИД (кто бы мог сомневаться) хорошенько обчищал своих граждан. Начну с того, что покупка виз в совиных тур.фирмах за $300, $400
и более долларов нами изначально категорически отметалась. Почему я
должен платить _такие_ деньги этому быдлу (скузи), если, например,
итальянская трехмесячная туристическая виза для "западного" человека
стоит $24. Я понимаю, всем хочется ездить на мерседесах, но ведь и со-
весть надо иметь (прошу прощения у модератора за слово "иметь"). Лучше
уж на эти деньги купить ствол и показать "кто хозяин в Калифорнии"
(шутка). Но ситуация с получением виз вызывает у меня возмущение, до-
ходящее до благородного Гнева.
Да, эксперимент кухарок по управлению государством непозволитель-
но затянулся, только теперь, для отмазки, они называют его по-другому
по-моднему - менетджмент, вот! Пора бы взять хворостину и разогнать
этих блатных крестьян по родным хлевам.
Итак, попробую ситуацию прояснить. Стоимость виз в западные евро-
пейские страны колеблется от 20 до 50 USD. Но получить туристическую
визу для НАШЕГО простого человека крайне затруднительно. В нарушение
Хельсинской Декларации Прав Человека, а именно права на свободу перед-
вижения, западные посольства так запросто, повторюсь нашему _простому_
человеку, визы не раздают. Они требуют письменное приглашение либо от
частного лица - жителя данной страны, либо приглашения от фирмы (ну,
например, Вы приглашаетесь такой-то фирмой приехать в Милан для озна-
комления с ассортиментом оборудования для мини-хлебопекарень, выпуска-
емым этой фирмой, с целью его дальнейшего приобретения). Поэтому, Ваша
главная задача найти такое частное лицо или фирму. Мы выбрали второе и
нашли представительство итальянской фирмы, ну естессно через знакомых
(не имей сто рублей...). Желательно иметь два варианта письма на русс-
ком - для наших и на... ну в данном конкретном случае на итальянском -
для итальянских таможенников на границе. Предъявленного паспорта с ви-
зой им показалось мало - потребовали показать приглашение. А оно
по-русски было написано =8-0. Слава Богу на фирменном бланке, а он был
на итальянском. Они позвонили в Милан, после чего напоследок потребо-
вали показать сколько у нас денажков, а их оказалось по $300 на брата,
нас в конце концов впустили в Италию (Совок с супермаркетами).
Так вот, в те времена посольство Италии в Украине (в г.Киеве) вы-
зы не выдавало в _принципе_ (что у них творится сейчас я не знаю), а
посему гражданам Украины советую держать ухо востро. Но ехать в Москву
за визами мы обломались - очереди в посольство с ночи, весна, холодно,
надо где-то ночевать, словом - масса проблем, а их и без того хватало.
Так что, заимев письмо-приглашение, получение итальянской визы мы воз-
ложили на наш доблестный МИД. Слава Богу, хоть это возможно. Они по
дип.почте пересылают Ваши паспорта и целый ворох документов, который
Вам необходимо будет собрать, в Москву в соответствующее посольство и
где-то через месяц Вы получаете Ваш паспорт с визой, либо отказ...
Прошу учесть, что вся эта кутерьма с визами занимает где-то 2.5 меся-
ца, а посему начинать чесаться желательно заблаговременно - чем раньше
- тем лучше, если хотите поехать летом. Бархатный сезон - он только в
Крыму хорош, а в Альпах Вы будете завидовать мертвым.
После того, как Вы получите основную визу, необходимо будет офор-
мить транзитные визы (для тех стран, через которые Вы будете ехать в
основную страну). Транзитные визы тоже прекрасно оформляются в МИДе и,
причем, довольно быстро. Например, мы сдали необходимые бумажки в МИД
для получения транзитной австрийской визы в 11.оо в четверг, а паспор-
та с визами получили на следующий день в 14.оо. Самая большая слож-
ность с транзитными визами - необходимо точно указать день въезда в
страну и день выезда. А посему, необходимо точно рассчитывать время
движения по маршруту и предусматривать некоторый запас на непредвиден-
ные ситуации. Самое интересное, что Австрийское посольство за эту визу
не взяло с нас ни копейки, но наша страховая фирма взяла по 1$ за каж-
дый день пребывания в Австрии плюс 1$ за труды. Всего получилось 11$
за 10 дней транзита на каждого (транзитная виза действительна со стра-
ховым талоном - страховка от несчастного случая). Кстати, может быть я
чего и забыл, но сдается мне, что и Итальянское посольство денег за
визу не взяло, а вот МИД брал с нас денажки, но вот солько... боюсь
ошибиться, наверное, что-то около 25$. Транзитные визы на Венгрию и
Словакию мы не оформляли - у нас были "крутые" мидовские паспорта с
визой [АВ Службова]. По такому паспорту можно было беспрепятственно
въезжать в любую страну бывшего соц.лагеря. А вообще, сейчас для въез-
да в бывшие соц.страны покупается ваучер (слово-то какое мерзкое) и
вроде как без особых хлопот. Стоит он 2-5 USD, но нюансов его прибре-
тения (где и как) я, к сожалению не знаю. Может кто из джентльменов
поделится драгоценным опытом???
Транзитную визу через Словению (на обратном пути из Италии) мы
получали в Триесте в консульстве Словении. В Киеве оформлять ее было
бессмысленно - мы не знали _КОГДА_ и через какую страну(ны) мы будем
возвращаться. А про себя подумали, что назад в Совок нас пропустят без
всяких проблем - и не ошиблись. Нам повезло - в те времена гражданам
Украины транзитные вызы выдавались бесплатно. Это был тот редкий слу-
чай, когда нам выдали визу в чужой стране, наверное потому, что мы
возвращались домой.
Я чуть не забыл основное: если Вы, находясь, ну например, в Буда-
пеште, зайдете в Итальянское посольство, чтобы получить визу в Италию,
то Вас пошлют... обратно в Совок. Мол возвращайтесь в свою страну и
там оформляйте все необходимые визы, а в Венгрии Вы можете получить
итальянскую визу только в том случае, если Вы постоянно проживаете там
в течении 2-х лет (например, работаете по контракту).
Опасным заблуждением является мнение, что визу можно просто ку-
пить на границе. Я что-то слыхал подобное про Польские ваучеры для
граждан Украины, но лучше уточните все детали у компетентных _официаль-
ных_ лиц до начала путешествия. Чтобы не было мучительно больно...
При пересечении границы (на таможне) держитесь спокойно, уверенно
(но не заносчиво), но и суетиться не надо. Свои ответы на задаваемые
вопросы сопровождайте доброжелательными улыбками. Вопросы о наличии
оружия, наркотиков, золота и прочих бриллиантов - являются стандартны-
ми. Отвечайте на них серьезно (без улыбки) - мол туристы мы, путешест-
венники, а не какие-то там бандиты, интересуемся историей Вашей вели-
кой страны, хотим своими глазами увидеть: Будапешт (красивый город),
Балатон (жалкое болото), Вену, Венецию, Колизей, Собор Святого Петра и
т.д. Во всяком случае, финки и топоры - предмет гордости каждого нас-
тоящего туриста в нашей стране - с собой в путешествие брать не следу-
ет. Мы брали большие раскладные ножи, продающиеся в наших спорттоварах
(рукоятка - 13см, самое большое лезвие - 10см). Мы чистосердечно не
считали такие ножи - холодным оружием. Поэтому на соответствующий воп-
рос твердо и без колебаний отвечали - НЕТ! Но, на всякий случай, вкла-
дывали их, перед границей, на дно самого длинного бокового кармана.
Боковые карманы, как правило избегают досмотра, наверное по причине
своих незначительных размеров на фоне большой туши рюкзака ;))) Если
Вас попросят показать содержимое рюкзака - доброжелательно согласитесь
(не показывайте ни капли своего возмущения), не спеша - без дрожи в
руках расстегните рюкзак, и аккуратно и чинно начинайте выкладывать
вещи (не забывайте, что их прийдется потом опять вкладывать обратно -
Вам же). Обычно на середине этой нелепой процедуры таможенника заедает
совесть, он снисходительно машет рукой, мол - черт с тобой - вали, по-
ка я добрый. После чего Вам следует достаточно быстро, но так, чтобы
это не вызвало подозрений, убраться с границы. И только после того,
как Вы отъедете от нее на безопасные 300-400 метров - можете оглашать
окрестности своими радостными воплями ;)))
Главная Ваша задача - выехать из Совка!!! Дальше все на _ПОРЯДОК_
проще!!!
Вот, чуть не забыл! Самая неприятная процедура - прохождение на-
шей границы "на выезд". В Чопе в 1994 году _НАШИ_ запретили пересече-
ние границы (моста через Тису) пешком или на велосипеде. Раньше в 1993
году пропускали беспрепятственно. Причем, они проверяют Ваши вещи, вы-
дают талончик для предъявления на мосту, а затем говорят: "А на вело-
сипеде - нельзя!". На вопрос: "А что же нам делать?". Пограничники
(таможенники) отвечают: "Хотите - едьте на электричке, а можете попро-
ситься к кому-то в автобус, может быть Вас кто-то и возьмет...".
Электричка "Чоп-Нейридьхаза" ходит два раза в день и естессно - на нее
Вы не попадаете. Остается проситься к кому-нибудь в автобус и естессно
- бесплатно Вас никто в автобус не пустит. После серии отказов Вас
скорее всего возьмет местный венгр на микроавтобусе за 5 USD с носа.
Таким вот образом начальство таможни в г.Чоп, самостийно издав мудрый
запрет, решает свои проблемы карманных денег. Я почти уверен, что
венгр делится с таможней своими доходами. "На въезде" в Совдеп проблем
не возникает - всех возвращающихся пропускают в родную зону, хоть на
костылях ;))). По всей Европе - таких дурацких правил _НЕ_СУЩЕСТВУЕТ_,
если у Вас документы в порядке - проезжайте хоть на самокате! А вообще
- это незабываемое чувство при пересечении границы, когда возвращаешь-
ся назад в Совок. Кто был в Армии - тот знает - это как летом зайти в
гарнизонный туалет...
Теперь поделюсь некоторым опытом о прохождении границ в нелегаль-
ном режиме (к нашим "священным" кордонам все нижеописанное не относит-
ся: не ходил - не знаю). Много говорят про объединенную Европу - мол,
переехали из Голландии в Германию и не заметили. Мол, едь - куда хо-
чешь и никого это не интересует. Может это и так. Но вот совет опытно-
го райдера: если Вы хотите осуществить нелегальный переход (у Вас нет
визы в паспорте, дающей право находиться в стране в которую Вы переби-
раетесь), даже если граница официально не охраняется - выберите для
пересечения какую-нибудь незаметную второстепенную дорогу. Для этого
внимательно изучите карту и загодя продумайте все детали перехода.
Фактически, страны бывшего соц.лагеря осуществляют роль Большого Барь-
ерного Рифа, не давая возможности толпам совковых варваров попадать в
благополучные страны Западной Европы. Но такие страны, как Австрия -
отгородились и от своих западных соседей. Как по мне - правильно сде-
лали. В Австрии нет и тени преступности, чувствуешь себя там настолько
безопасно, ну словами не передать, как у Бога за пазухой. Там нет вся-
кого наглого нищего сброда (цыган, арабов, негров. наших красавцев в
спортивных шароварах), коих приходится опасаться в больших городах
других стран. ГЛАВНОЕ, Вы должны четко осознавать, что в случае, если
Вас поймают пограничники или полиция при проверке документов - Вы бу-
дете высланы из страны (посажены в тюрьму - вряд ли) с запретом офици-
ального въезда в нее в течении лет четырех... Так что взвесьте все
"за" и "против".
Итак, для нелегального перехода у Вас должны быть:
- ясный ум;
- холодное сердце;
- трезвый расчет;
- крепкие нервы;
- самоуважение, а не самонадеянность;
- карта страны из которой Вы выбираетесь (вполне хватает автомо-
бильной M 1:500 000 или M 1:800 000) Подробно про карты читай
ниже, в отдельном пункте;
- карта страны в которую Вы пробираетесь (может хватить и одной
какой-то - карты обычно делаются с перекрытием приграничных зон
соседних стран, но все равно эта карта Вам понадобится);
- компас, желательно хороший (жидкостный), но может быть любой -
лишь бы на север правильно показывал.
- на рюкзаке и на байках желательно иметь минимум навесных девай-
сов (чтобы за ветки меньше цепляться).
- Хотя бы трехдневный запас продуктов.
- Запас питьевой воды.
- Все предметы, которые могут понадобиться во время "броска",
должны находиться "под рукой", чтобы для их извлечения не при-
ходилось перелопачивать пол-рюкзака. Это же касается и съестно-
го - кушать обязательно захочется.
Жители приграничных сел (в любой стране) крайне подозрительны и
не замедлят "стукнуть" куда следует, если заметят, как Вы пробираетесь
в сторону кордона через их села. Поэтому маршрут перехода желательно
выбирать по карте таким образом, чтобы подходы к границе с обеих сто-
рон находились в стороне от населенных пунктов (между селами).Думаю,
всем понятно, что для перехода следует выбирать лесистые участки гра-
ницы. Кроме того, с двух сторон границы, недалеко должны проходить ав-
тодороги. Не пожалейте времени - потратьте хотя бы пол-дня на визуаль-
ное определение и разведку оптимального места входа в лес. Но старай-
тесь при этом "не примелькаться" у местных жителей. Закупите продуктов
и наберите питьевой воды, после чего переночуйте в "старой" стране. А
"переход" надо будет осуществить на следующий день. Для перехода сле-
дует выбирать первую половину дня, пока не очень жарко (в сумерках
двигаться бессмысленно - ничего не видать). Еще раз напомню - закупите
продуктов на пару дней. Подъехав к предварительно намеченному месту,
Ваша задача прошмыгнуть с дороги в лес _никем_ не замеченным. Двигать-
ся следует в глубине леса, если это возможно. Обычно сильно мешает
густой подлесок. На опушке подлесок реже. Но если Вы продвигаетесь
вдоль опушки - старайтесь не подходить слишком близко к краю леса,
иначе Вы рискуете быть замеченными со смотровых вышек. Смотровые вышки
располагаются на вершинах холмов и всяких возвышенностях, а также пог-
раничники любят устраивать смотровые площадки в кронах высоких старых
деревьев! Будьте внимательны! Такое дерево обычно замечаешь в тот мо-
мент, когда уже поздно (эффект натыкания). Ни в коем случае не выходи-
те на поляны, даже маленькие. Старайтесь обходить их лесом. Избегайте
продвижения по просекам - шансы натолкнуться на людей слишком высоки!
Ваша задача - НЕ ВЫХОДИТЬ НА ПРОСМАТРИВАЕМЫЕ УЧАСТКИ МЕСТНОСТИ. Перио-
дически высылайте вперед "разведчика", предварительно замаскировав ос-
новную группу и вещи в чаще леса. Но при всем этом двигаться надо ди-
намично, не жевать сопли. Двигаясь по лесу старайтесь не создавать ни-
какого шума и не оставлять следов. Возьмите за правило не наступать на
упавшие ветки, не обламывать ветки кустов и деревьев, не идти по рас-
кисшей почве (чтобы не "наследить"). Слушайте сорок - они громко стре-
кочут, когда кто-то тащится по лесу (они могут реагировать на Вас, а
могут и на кого-то другого...). Регулярно уточняйте направление движе-
ния по компасу и карте (они должны быть под рукой). Внимательно смот-
рите, чтобы не проскочить границу, чтобы ориентироваться в какой стра-
не Вы в данный момент находитесь. Граница, конечно, может выглядеть
по-разному, но обычно это широкая грунтовая дорога с очень глубокими
кюветами. Кюветы забросаны сухими ветками деревьев и кустарников "ко-
лючих" пород - для затруднения преодоления этих кюветов. Не отчаивай-
тесь, поищите, и Вы обязательно найдете тропу через эти "колючие" кю-
веты, протоптанную местными жителями. По "оси" этой грунтовки через
каждые 5 метров стоят бетонные столбики сечением 15х15 см, торчащие из
земли на те же 15 сантиметров. С двух противоположных сторон столбика
нанесены флаги соответствующих стран, обращенные каждый к своей грани-
це. Иногда эти столбики можно не заметить и проскочить границу, не за-
метив. Итак, когда Вы подойдете к границе - не спешите. Вышлите "раз-
ведчика", пусть он осмотрит местность, внимательно осмотрит доминирую-
щие (и не только) холмы и высокие деревья с которых просматривается
этот участок границы. Его задача обнаружить возможные смотровые вышки
и площадки, определить есть ли в них люди. Если замечены вышка, засада
или дом (строение) - поищите другое место перехода. Если все "тихо",
"разведчик" должен найти, наименее открытый (просматриваемый) участок
границы. Найти проходы через кюветы. После чего могут двигаться основ-
ные силы. Двигаться нужно без суеты, но быстро, старайтесь беречь свои
нервы и нервы своих спутников. И помните, по этой грунтовке могут ез-
дить (ходить) патрули, так что еще раз посмотрите окрестности перед
окончательным броском. Если Вы в пути проголодались - остановитесь в
безопасном месте и перекусите, но как можно быстрее (шоколад, галеты,
конфеты, мед, вода) и продолжайте движение. Обертки (от конфет и др.
мусор) не выбрасывайте, а заберите с собой!!! Примерно через 3.5 часа
сплошного кошмара, с исцарапанными в кровь ногами, Вы должны выйти на
опушку леса, но уже в другой стране... А перед опушкой должна прохо-
дить автомобильная дорога, та самая о которой я говорил ранее. Ваша
задача, предварительно осмотревшись, незаметно выйти из лесу (но без
бросающейся в глаза суеты) и как ни в чем не бывало сесть на велик и
поехать по этой дороге, идущей обычно вдоль границы. Доехав до первого
подходящего перекрестка поворачивайте в сторону противоположную грани-
це, и удаляйтесь от нее в глубь страны как можно скорее... С обменом
денег и покупкой продуктов повремените, отъедьте от границы хотя бы
километров на 80. Старайтесь не выглядеть по-совковому. Классический
зеленый брезентовый рюкзак может сослужить плохую службу, равно как
синие спортивные х/б штаны с пузырями на коленях. Старайтесь одеваться
в чистые вещи радостной расцветки. Ваша задача как можно более похо-
дить на западного студента - велотуриста. Теперь Вам следует быть вни-
мательным: не нарушайте правил, ведите себя прилично, вовремя съезжай-
те на велодорожки, когда заметите знак "белый велосипед на синем кру-
ге". Брейтесь _РЕГУЛЯРНО_!!! Вам необходимо как можно скорее удалиться
от границы (Барьерного Рифа), чем дальше Вы удаляетесь - тем безопас-
нее Ваше положение. Людям в центре Австрии уже в голову не приходит,
что к ним можно доехать на велосипеде от Чопа. Когда они узнают об
этом - они приходят в ужас... Вам не следует общаться на людях
по-русски, если необходимо - говорите по-английски (по крайней мере
пытайтесь). И еще, помните: если Вы попали в страну нелегально, то и
выбираться из нее прийдется таким же образом.
Если же дела пойдут плохо и Вас задержат при пересечения границы,
то все что Вам останется - это рассказать сказку, что стали на ночь в
лесу, проснулись, позавтракали, пошли к автодороге и заблудились ;(((.
И еще одна инфа: в 1993 году Австро-Венгерская граница на юге ох-
ранялась:
- с ВЕНГЕРСКОЙ стороны каким-то "летучим" ГБ-истом на белой "Ниве". Он
разъезжал по наводке местных жителей. Но можно считать, что венгры
границу практически не охраняли. Все вышки и засады на деревьях с их
стороны - пустовали;
- с АВСТРИЙСКОЙ стороны на вышках были пограничники, кроме того перек-
рестки автодороги, идущей вдоль границы (в 5-6-ти км от нее), а также
все грунтовые и асфальтированные дороги, ведущие прямо к самой грани-
це, контролировались дозорами пограничников (по 2-3 человека). Слава
Богу это были долговязые (по 2 метра) юнцы лет по 18-19. Они прохажи-
вались по этим дорогам вразвалку и чувствовали себя как на студенты на
военных сборах. Что у них было действительно классное - это палатки.
Такая палатка темно-зеленого цвета стояла почти на каждом перекрестке
приграничной дороги (очевидно в них отдыхала смена). Они их даже не
сильно маскировали - ставили в подлеске у самого перекрестка. Самое
обидное, что эту палатку очень трудно заметить. Одну такую мы обнару-
жили, выскочив уже на перекресток, когда пробирались обратно в Венг-
рию! А перед ней на скамеечке сидело двое погранцов и местный паренек,
куря и увлеченно болтая о чем-то... Деваться было некуда, мы, не сбав-
ляя скорости, любезно улыбнулись, сказали "Taг!!!" (Здрасьте) и на-
хально повернули к границе. В ответ нам тоже сказали "Таг!!!", улыбну-
лись и пожелали счастливого пути. Это как в общении с нашим ГАИ-шником
- главное перехватить инициативу.
Австро-Итальянская граница в 1993 году с Австрийской охранялась
(с австрийской стороны) лесниками на джипах. Они были в джинсах, клет-
чатых рубахах и ковбойских шляпах - ну вылитые американцы. В самом ле-
су в горах полно домиков лесников. Граница идет по горному хребту. Го-
ры весьма и весьма крутые. Мы чуть ноги не поломали. С велосипедом пе-
рейти ее практически невозможно - продвигаться можно было только по
грунтовой дороге, а по дороге шастают лесники... Но, правда, докумен-
тов у нас не спрашивали. Высунувшись из машины, выдали длинную тираду,
из которой мы, делая вид что понимаем _ВСЕ_, выхватили главное: "Вер-
боттен, цюрюк, ферштее???". Мы браво ответили: "Яволь!!!" и не проро-
нив ни слова по-русски, как ни в чем не бывало повернули обратно. На
том и разошлись. После чего мы разбили в лесных хащах базовый лагерь,
передохнули. А на следующее утро мой друг совершил контрольный переход
границы, но уже без рюкзака и велосипеда. Выяснилось, что с итальянс-
кой стороны горного хребта склоны были еще круче. После чего на воен-
ном совете мы решили повернуть назад, а на следующий год - или сделать
итальянскую визу или крэкнуть границу во что бы то ни стало! В 1994-м
году мы сделали визу...
http://lib.ru/TURIZM/vejourney.txt