Год у власти. Как изменилась инфраструктура крупнейшей страны Европы.

Dec 12, 2015 18:05

Пост, о крупных изменениях в стране.

«Десятка слайдов недостаточно, чтобы продемонстрировать всю работу, выполненную министерством в течение года. Но ее можно охарактеризовать одной фразой: необратимые изменения, заложили базис для дальнейшего развития. Причем, во всех отраслях», - написал на своей странице в Фейсбук министр инфраструктуры Андрей Пивоварский накануне отчета правительства 9 декабря.

Год назад, 2 декабря, я был назначен на должность министра инфраструктуры. Это уникальный шанс провести существенные изменения в Украине. Соглашаясь возглавить министерство я абсолютно осознавал свою ответственность. В то же время, я не до конца понимал на что согласился. Бюрократия, равнодушие, коррупция, кумовство, непрофессионализм, зарегулированность - это только основные из проблем с которыми пришлось столкнуться. Из-за ужасного недоинвестирования, сфера транспорта и инфраструктуры были, и сейчас остаются, в достаточно тяжелом состоянии.

Как было

Укрзализныця (УЗ) является одной из основ украинской экономики, которая формирует порядка 4% ВВП государства. При этом в начале года она не имела денег на топливо. Работники были перевоедены на четырехдневку, а на некоторых предприятиях - двухдневную рабочую неделю. Ремонты не проводились так давно, что технические аварии происходили чуть ли не каждый день.

Из-за бюрократии и коррупции украинские порты существенно проигрывали конкурентную борьбу с портами соседних стран. Бизнес уходил, забирая свои грузы в альтернативные порты.

Споры между Госавиаслужбой и министерством полностью заблокировали процедуру назначения авиакомпаний на маршруты. Даже если у перевозчика были желание и возможности, он не мог получить разрешение на то, или иное направление. Главный аэропорт страны, Борисполь, находился в затяжной борьбе с базовым перевозчиком и имел существенную дебиторскую задолженность от базового перевозчика.

Недоинвестирование и постоянная разрушение дорог перегруженными фурами привели к тому, что 97% дорог находится в неудовлетворительном состоянии. Рынок автоперевозок страдал от зарегулированности, кабинетных договоренностей.

Что меняли

Чтобы сломать эту ситуацию, нужны были коренные изменения. Мы сразу поняли - единственный шанс побороть коррупцию заключается в прозрачности и открытости. Министерство должно работать для людей и бизнеса, а не наоборот. У нас не было иллюзий, что за год можно побороть то, что случилось за предыдущие 20 лет. Но знали, что нужно начинать идти в правильном направлении и создавать условия для развития.

В 2015 году мы провели корпоратизацию УЗ, о которой говорили 10 лет до этого. Это только начало изменений. Но уже сейчас у компании есть новое руководство. Благодаря новой системе управления, компания станет прозрачней и эффективней. С 3 квартала этого года предприятие вернулось к пятидневке и мы загрузили все предприятия железной дороги и мининфраструктуры работой на 100% На 2016 год все предприятия загружены заказами.


Благодаря открытости централизованных закупок УЗ сэкономила несколько сотен миллионов гривен. Мы внедрили новую прозрачную процедуру закупок в Укрзализнычпостаче. Исключительно за счет внутренних ресурсов, без привлечения кредитных средств, компания смогла в четвертом направить дополнительный 1 млрд грн на капитальные инвестиции.

Благодаря внутренним изменениям, наконец-то УЗ поворачивается лицом к потребители и становится клиентоориентированной. Подход «никуда не денетесь, сами придете» - не работает. УЗ не является монополистом и у клиента всегда есть выбор: поехать автотранспортом, водным, или авиа. Эти изменения необратимы.

Я уверен, УЗ должна оставить за собой только коммерческую функцию, а государственные функции передать соответствующим органам. В начале года я сделал все возможное чтобы вывести УЗ из политических игр. Сейчас я делаю все возможное, чтобы УЗ не только не являлась частью политических игр, но и отошла от министерства. Министерство не должно заниматься экономикой. Есть профессиональное правление УЗ, которое должно руководить предприятием. Для этого проведена корпоратизация. Надеюсь сегодня будет принят финплан на 2016 год. Закон про железнодорожный транспорт уже поддержан Кабмином и будет внесен в парламент. Министерство сделало все, чтобы УЗ заработало по-новому.

Заработала дерегуляция в портах. Сегодня процедура оформления судна длится 15-20 минут - как во всем мире. Десятки тысяч моряков уже сейчас делятся этим опытом со своими коллегами по всему миру. Надеюсь, что Мининфраструктуры и ГФС подпишут меморандум, предусматривающий существенное упрощение проведения клиринговых процедур по импортным товарам. Фактически, мы попробуем перейти к системе, когда импортируемый товар начинает растаможку еще находясь в море.


В этом году министерство максимально открыло информацию для инвесторов. Есть подписанные меморандумы на сотни миллионов долларов, которые смотрят на портовые терминалы. Но инвесторы не могут сейчас зайти в портовую инфраструктур, в связи с тем, что не поддержан закон про выведение стивидорных компаний из списка не подлежащих приватизации.

Министерство разблокировало процедуру назначения авиаперевозчиков на маршруты, которая не работала больше года. Это позволило выйти на рынок новому украинскому перевозчику с иностранными инвестициями - «Атласджет Украина» (дочерняя компания турецкого перевозчика «Atlasjet Airlines», который начал работать в Украине с августа прошлого года). Подписано соглашение про открытое небо с США, которая сняла все ограничения по количеству рейсов и маршрутов.


Европейские дороги в Украине - мечта каждого (про дороги будет отдельный пост /Sher-Khan). Но учитывая экономическую ситуацию, отремонтировать все дороги за 1-3 года невозможно физически. Мы решили действовать на два шага вперед и менять саму систему изначально. «Укравтодор» поэтапно лишается монополии. Мы разделяем функции заказчика, исполнителя, контролера. Этим будут заниматься разные компании. На финальной стадии находится проект, которым дороги местного значения, вместе с деньгами на их содержание и технику, передаются местным администрациям.


В этом году мы добились запрета на движение перегруженных фур, которые разрушают дороги больше всего. Но проблему финансирования не решит ни одна реформа, какой хорошей она бы не была. Полагаемся на коллег-парламентариев, что они примут закон о дорожном фонде. Пусть он будет, даже с переходными положениями, но нам нужна основа, чтобы после стабилизации экономико-политической ситуации, мы имели бы действенный механизм системного финансирования дорожного строительства. В противном случае, у нас не будет качественных дорог, как бы нам этого не хотелось.

Следующий год станет, станет годом изменений в дорожном хозяйстве. Мы сделали публичным пятилетний план реформирования дорожной отрасли - это дорожная карта реформирования. Мы рассчитываем, что в 2016 году начнется процесс инвентаризации и передачи облавтодоров на места. На дорогах Украины будет установлен автоматический грузовой контроль.

Этот год мы потратили на то, чтобы сломать традицию тайной выдачи разрешений на международные перевозки. Удалось избежать очередей на пунктах выезда, из-за искусственно созданного дефицита разрешений. Теперь перевозчики отслеживают их наличие в онлайн режиме. Министерство ликвидировало специальный резерв разрешений министра, который был в начале года и который вызывал очень большой интерес у перевозчиков.



Создали новую службу безопасности на транспорте и уже учим первую группу людей. Новые сотрудники, в новой госслужбе безопасности на транспорте будут отобраны по принципу новой полиции. Только лучшие - с новым мышлением. И конечно, с новыми зарплатами и ответственностью. На первом этапе, на дороги выйдет 250 молодых инспекторов.


Сегодня «Укрпочта» замерла на уровне
развития советских времен. Мы начали корпоратизацию «Укрпочты», чтобы изменить систему управления предприятием. Начали борьбу за клиентов и за первенство между конкурентами.



Мы взяли курс на открытость. В этом году министерство раскрыло больше информации за год, чем за предыдущих годы независимости Украины. мы сделали публичной информацию о закупках, с 2012 года по всем компаниям министерства. Транслируем проведение тендеров онлайн, публикуем финпланы госкомпаний, планы по ремонту дорог, траты на ремонты дорог за последние 5 лет и т.д.


По каждой отрасли разработаны четкие планы действий и законопроекты. Очень многое в 2016 году будет зависеть от работы парламента. Я благодарен, что вчера транспортный комитет единогласно поддержал законопроект про внутренний водный транспорт (ВВТ) и рекомендовал его к первому чтению. В случае принятия этого законопроекта мы проведем революцию на внутренних водных путях. Мы снимем огромное количество грузов с дорог, переведем их на воду и откроем новые возможности для инвестирования в речную инфраструктуру и транспорт. Но я буду еще больше буду благодарить парламентариев, когда они примут решение про выведение госстивидорных компаний, из списка не подлежащих приватизации.

Миллиарды долларов сейчас смотрят на этот сектор инфраструктуры. Они не идут исключительно потому, что возможности инвестирования ограничены. практически во всех странах мира стивидорная деятельность - частная (за исключением стратегических
секторов экономики).



Я уверен, независимо от того, кто будет новым министром, мы создали фундамент
для развития отрасли.

Честно взято у «Лига-Бизнес» (http://biz.liga.net/all/transport/stati/3181003-god-u-vlasti-kak-pivovarskiy-otchityvalsya-za-transport.htm)

залізниця, транспортне, водний транспорт, перепост, авіаційне, покращення, україна, позитив

Previous post Next post
Up