"- Кажется, мы сожгли реактор".
Главный инженер атомной электростанции повернулся к Директору, который не отрываясь смотрел на приличных размеров отверстие в корпусе реактора.
Итак, за 7 лет до Чернобыльской катастрофы советские граждане с напряжением следили за расследованием причин разрушения технологического канала реактора РБМК,
которое было показано в производственной драме режиссера Владимира Бортко
"Комиссия по расследованию".
Премьера фильма сосотоялась 26 февраля 1979 года.
По сюжету фильма главный инженер АЭС предложил директору провести на свой страх и риск ни с кем не согласованный эксперимент по совершенствованию работы реактора, в результате чего должна была вырасти его мощность. Мощность-то выросла, но и дырка в борту реактора тоже появилась.
Причину аварии расследовала специальная комиссия, в результате работы которой было установлено, что
- и ошибки при проектировании реактора были допущены, но они, конечно, сами по себе не привели бы к его разрушению;
- и система автоматическогоо управления в некоторых ситуациях могла срабатывать с незначительной задержкой, но и это также не могло быть причиной аварии.
И много еще чего было по мелочам.
Попутно некоторые члены комиссии пытались свалить на коллег свои проколы, но и это постыдное явление, которое кое-где, порой в Советском Союзе еще встречалось, с успехом было поборено.
Все время работы комиссии руководство станции тупо отмораживалось, делая вид, что они совершенно не представляют, что же произошло на самом деле. Но в конце-концов комиссия затребовала у них данные о работе реактора. (И это через несколько месяцев после начала расследования, Карл! По роду работы мне приходилось принимать участие в расследовании пары техногенных аварий и я скажу, что архивы с записью параметров работы оборудования - это первое, что требует подобная комиссия!)
Короче говоря, комиссия установила, что главный инженер и директор "немножко намудрили" с режимом работы реактора, в результате чего система управления не справилась с критической ситуацией, и конструкция дала слабину. Как было сказано:"комплексная причина".
Но все закончилось хорошо, даже для виновников происшествия, и советские граждане выходили из кинотеатров с осознанием того, что советские реакторы - самые лучшие реакторы в мире, которые могут работать на благо советского человека даже с перегрузками, потому что их придумывают самые лучшие ученые и проектируют самые лучшие инженеры.
А если что и случится, то ничего страшного не произойдет (см. предыдущий абзац), а советские ученые быстро во всем разберутся и улучшат все, что надо улучшить. И улучшенные советские реакторы с улучшенными системами управления будут работать на повышенной мощности на благо того же советского человека под чутким руководством Коммунистической партии и Советского правительства…
Ровно через 7 лет и 2 месяца 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной станции.
Многочисленные комиссии в результате многочисленных расследований пришли к выводу, что причинами катастрофы были
- ни с кем не согласованный эксперимент по улучшению работы атомной электростанции, который руководство станции провело на свое усмотрение, страх и риск (Ха-Ха-Ха! Карл! Да не та это контора, чтобы такие эксперименты проводить ни с кем не согласовав!);
- ошибки в конструкции реактора;
- ошибки в системе управления.
Да и персонал станции "немножко намудрил" с режимом работы реактора.
"Комплексная причина", однако.
Только на этот раз все закончилось не так хорошо, как в кино. И в результате советский гражданин уже не испытывал глубокой веры в советских ученых, советскую технику, Коммунистическую партию и Советское правительство.
Вот такая вот разница между социалистическим реализмом и объективной реальностью.