Оригинал взят у
moskalin в
Азия в нашем кино: бессмысленная и беспощадная... В 1954 году в нейтральных водах Южно-Китайского моря военные корабли чанкайшистского Тайваня захватили советский танкер “Туапсе”. В 1958 году в кинопрокат СССР вышел фильм “ЧП - чрезвычайное происшествие” об этом событии и дальнейшей судьбе моряков: советских мужчин соблазняли всеми порочными радостями капитализма, но они героически не поддавались. В роли ведущего двойную игру весельчака-моториста Виктора Райского восходящая в ту пору звезда - Вячеслав Тихонов. К реальной истории, понятное дело, ни сценарий ни места съемок отношения практически не имели. Но фильм стал лидером проката в конце 1950-х, а тема загадочных юго-восточных морей с их "порочными радостями" заняла свое место в сердцах неизбалованных зрелищами граждан огромной страны.
Через 20 лет, в 1979-м на экраны выходит абсолютная “бомба”, лидер кассовых сборов на все времена (продано 103 миллиона билетов!), на 100% советский боевик - “Пираты XX века”. Где-то в интересующем нас регионе на корабль "Нежин" с грузом опиума для фармакологической промышленности нападает высоко организованное и отлично вооруженное банд-формирование. Понятно, что наши моряки опять не сдались, применили экзотическое “каратэ” и пираты были посрамлены. Очень понятные, простые герои, “свои” парни в критической ситуации, хороший сценарий и во всех подворотнях союза мальчишки уже сражаются с азиатскими пиратами.
Снимать кино на месте событий тогда и мечтать не приходилось: секретный юго-восточный порт был отснят в Жданове (теперь Мариуполь), нападение на судно в Азовском море, экзотический остров с гротами и ловцами жемчуга составлен из видов Нового Света и мыса Тарханкут. Впрочем в те времена путешествовал по миру официально лишь Юрий Сенкевич, улицы Стамбула в кино играл Баку, в роли Парижа был Львов, а за Берлин отдувались Таллин и Рига. Потому в уголок Юго-Восточной Азии в Крыму мы поверили и историю об отважных моряках полюбили.
Повторить успех “пиратов” опять же с южно-азиатским акцентом попробовали в 1986 году в фильме “Тайны мадам Вонг”. Сценарий того же автора - Станислава Говорухина, отличный актерский состав, умело были использованы документальные съемки - порой нет сомнений, что герой Джигарханяна находится в настоящем Гонконге, также была расширена география натуры - морские сцены, как водится в Крыму, а джунгли уже снимали в Батумском ботаническом саду... Но печаль всех пионеров СССР - постановка драк в советском кино тут просто выводила из себя, да и каких-то пауз да натяжек в действии множество. И все же история (снова!) нашего моряка, случайно узнавшего о тайнах криминального гения - Мадам Вонг и странном острове сокровищ (где-то близ Судака) зацепила больше 30 миллионов зрителей. А образ Мадам Вонг, которую в реальности никто так и не видел - за попытку сфотографировать легендарная леди-босс казнила не раздумывая, теперь навсегда для нас связан с Ириной Мирошниченко, одной из самых недооцененных актрис советского экрана.
В 1987-м году случилось, казалось бы невозможное, стремясь создать адекватный ответ Индиане Джонсу, польские кинематографисты, при поддержке студии Таллин-фильм снимают несколько эпизодов боевика “Заклятие долины змей” в храмовом комплексе Мишон, в центральном Вьетнаме.
Ответ оказался еще менее адекватен, чем Варшавский договор - НАТО, но очереди в кинотеатры стояли и солянка из последствий индокитайских войн, змей, религии, корпоративной мафии и инопланетян удачно попугала советских детей и прочно заняла место в ТОП-10 худших польских картин за всю историю.
В 1990-е появились возможности для туризма, но фильмы о путешествиях снимали так: Кокшенов и Панкратов-Черный отправляются в круиз и за одно снимают раздолбайское кино с декалитрами алкоголя в контексте - лучше и не пытаться смотреть. Мы в то время открывали для себя Египет и Турцию, а в Азию отправлялись лишь самые смелые. С возрождением интереса к кино в России в середине 2000-х, казалось бы киноманов ждет раскрытие загадок и заговоров во всех экзотических уголках мира, но вышло не совсем так...
Первыми в Тайланд отправилась группа фильма “Тайский вояж Степаныча” в 2005 году. Фильм снят по мотивам рассказа, опубликованного на известной интернет-тусовке туристов - форуме Винского. Шофер из Челябинска за подвиг, совершенный с новогоднего бодуна получает путевку в Тайланд и возвращается оттуда совсем другим человеком. В принципе кино не сильно отличается от круизных поделок 90-х, но Степаныч, в исполнении покойного Ильи Олейникова, и его стервозная жена, к сожалению тоже ушедшая из жизни Любовь Полищук придают душевной теплоты бездушно теплым тайским берегам. Степаныч прилетает на южные моря в шубе, привозит с собой самогон в трехлитровом баллоне, встречает любовь и устало философствует: “Глянь как красиво... Я вот смотрю и думаю - чо вот у них все такое яркое, пестрое цветное... А у нас такое серое, унылое, грязное... Других красок нет что-ли? Или радости в людях?”
Ладно, пусть это был “первый таиландский блин”, дальше дело пойдет! Киношники и правда стали путешествовать, но почему-то на качестве картин это почти не отразилось: два бестолковейших боевика “Ключ Саламандры” и “Бой с тенью 3”, снятые в регионе тому наглядные подтверждения. Стреляют и дерутся уже хорошо, но почему-то истории рассказывать не получается. Не цепляет и все тут. Достоинства первого боевика - хорошие актеры: не наши Рутгер Хауэр, Майкл Мэдсен и наш Валерий Николаев, правда все они явно не на своем месте, достоинство второго лишь в том, что он есть в списке просмотра на рейсах “Qatar Airways”, иначе, например, автор так бы этот бред и не увидел.
Была огромная надежда на “Золотое сечение” пафосную конспирологическую постановку Сергея Дебижева, автора самого симпатичного фильма-мистификации 90-х “Два капитана 2”. Но пока герой в исполнении Алексея Серебрякова тусуется в России и Европе и ему подыгрывает Рената Литвинова, все бодренько, но стоит "тусовке" прибыть в Камбоджу чтобы открыть все тайны цивилизации, действие становится унылым и лубочным. Тоже не зацепило. Может климат так на наших кинематографистов влияет?
Азиатское солнце плавит не только светлые умы постановщиков боевиков, люди с планеты “Любви в большом городе” во второй части также заглядывают в Тайланд. Смотря на лысого Киркорова, что опекает героев почему-то не веришь ни в персонажей еще более инопланетных чем пришельцы из "Долины змей" ни в их надуманый юмор. Но смотрится Юго-Восточная Азия в кино уже очень и очень.
Пик визуальной подачи красот Тайланда от российских кинематографистов случился в относительно свежей комедии “Джунгли”. Сергей Светлаков и Вера Брежнева пытаются преодолеть кризис семейных отношений на одном из затерянных островов. И все бы ничего - красиво, безумно красиво вокруг, Вера в разорванном платьице и с луком... Но совершенно невозможно поверить в убийственную любовь таких плоских героев (не в физическом смысле плоских конечно). Весь конфликт строится на том, что костноязычный архитектор и его ревнивая жена из-за работы мало времени проводят друг с другом, а бросить работу на фиг и уехать на далекие острова - самый оригинальный поворот сюжета и выход из всех ситуаций. Явно не пример для подражания. Нет сомнений, что если продолжить историю - эта семейка станет похожа на таганрожскую ячейку общества гражданина Белякова, что так любит поговорить с телевизором...
И вот в итоге выходит, что Степаныч, с его великолепным: “Всюду жизнь, всюду...” остается вершиной командировок современного российского кинематографа в Юго-Восточную Азию. Если есть возможность не смотреть наше кино, снятое в регионе - не смотрите, не стоит себе портить настроение. Лучше гляньте “Пиратов ХХ века”, та крымская КиноАзия ближе и роднее, а ваши личные фото и видео из планируемого путешествия на юго-восток, помноженные на впечатления, наверняка будут ярче и живее, чем любое кино!
P.S. В качестве извинений перед Верой Брежневой.
В 2010-11 годах песня “Любовь спасет мир!” звучала ото всюду, а клип, снятый в Тайланде отлично передал ее настроение. Симпатичная женщина, практически без одежды, пританцовывая и напевая что-то с претензией на глубокий смысл (“мииир не делится на части...”) ходит туда-сюда по странным и завораживающе красивым местам. Для девушек все понятно: тут же хочется в эти красивые места: есть, молиться, любить и заниматься таким трендовым “саморазвитием”, чтобы оно не означало... Мужчинам тоже все ясно - это же Вера Брежнева в купальнике! Этот клип и фотосессия Анастасии Волочковой на Бали на текущий момент пожалуй лучшая реклама поездки в Юго-Восточную Азию!
Click to view
Идейно продолжающий тему “саморазвития” клип на песню Веры Брежневой “Солнце светит всем одинаково” снимался уже в Непале. Хорошо, что сидеть на месте уже не модно. Встретимся в путешествии!
Это полная версия статьи для журнала "
Travel Professional Magazine"(№4 (43) июль-август 2013),
фото: kinopoisk.ru
Смотрите/читайте о КиноАзии так же:
Часть 1:
ТОП-5 самых кинематографичных мест АзииЧасть 2:
Какое кино посмотреть перед поездкой в Азию?