Оригинал взят у
moskalin в
Какое кино посмотреть перед поездкой в Азию... Смотрите так же первую часть КиноАзии:
ТОП-5 самых кинематографичных мест АзииИстория региона представляет из себя чередование династий и правителей с труднопроизносимыми именами и их бесконечные конфликты друг с другом. Есть уверенность, что для жителей Юго-Восточной Азии наша история примерно такая же муть. Потом туда пришли европейцы, что вылилось в массовое привлечение местного населения в разборки между собой, потом с японцами и в итоге в две бессмысленные индокитайские войны во второй половине XX столетия.
О том, что в этой части планеты происходило раньше и происходит сейчас снимается кино, нередко хорошее. Вот что в принципе интересно посмотреть перед поездкой в Юго-Восточную Азию.
Местное кино
Это скорее антирекомендация. В отличие от получивших фестивальное и зрительское признание гонг-конгских боевиков, китайских эпосов, японских мистических притч и завораживающих корейских тягучек, кино Юго-Восточной Азии пока интересует лишь специалистов - оно или примитивное или... ну очень странное. Но тем не менее в славянские сердца достучалась трилогия о тайском боксе “Онг-Бак”, где суровые мужики эффектно калечат друг друга с благородными и не очень намерениями, а так же зацепил международный успех индонезийского герметичного боевика “Рейд” - настолько профессионально и зрелищно, что его концепцию Голливуд тут же спер и применил для “Судьи Дрэдда 3D”.
Но привычнее будет взглянуть на эту часть планеты все-таки глазами западных студий.
Анна и Король (США, 1999)
Американка Джоди Фостер играет англичанку, нанятую для преподавания, что характерно, английского языка и хороших манер детям короля Сиама, которого играет китаец Чоу Юнь-Фат. Дело происходит в 1860-х годах и нам не важны национальности актеров, тем более, что в мюзикле 1956 года и его бродвейских постановках, ремейком которых является эта картина - короля играл вообще наш бывший соотечественник Юл Бринер.
История столкновения культур и романтического интереса героев разыграна как по нотам. Но власти Таиланда всем недовольны: король Монккут для них вроде Петра Первого для России, он в свое время распахнул окно в Европу (даже на государственном уровне признал, что земля круглая) и умело балансировал в сфере интересов колониальных держав, избегая поводов для этой самой колонизации. А феминистка/суфражистка, или как там еще в XIX веке это называлось, Анна Леноуэнс, на мемуарах которой основан сценарий вроде бы когда вернулась из Сиама, кое-чего придумала, преувеличила да приврала. Декорации из-за этического конфликта с Таиландом были построены в Малайзии и, в отличие от съемочной группы фильма "Анна и Король" у туристов есть возможность побывать в Бангкоке в настоящем дворце короля Монгкута. Но помните, если при въезде в Таиланд у вас с собой будет копия этого кино вам грозит до года тюрьмы! Это не шутка.
Фишки: Сцена когда Король Сиама знакомит европейскую учительницу со своими наложницами и более чем 30-ю детьми.
Фраза: “Когда женщина, которой есть что сказать, молчит, тишина оглушает”, - король Монгкут
Индокитай (Франция, Вьетнам, 1992)
В начале 90-х Франция, и ее бывшая колония Вьетнам не пожалели денег и сил, чтобы создать совместное эпическое кино-полотно и попробовать забыть колониальные обиды. Однако все же Сайгон снимали в социалистическом Ханое и окрестностях, а каучуковые плантации в Малайзии.
Сильная женщина за сорок в исполнении великолепной Катрин Денёв болезненно переживает скорее всего свою последнюю любовь к молодому и экспрессивному морскому офицеру и из лучших побуждений разрушает жизнь приемной дочери, к несчастью влюбившуюся в того же человека. Все это в 1930-х годах на фоне агонии колониального устройства мира, гибнущего под пронзительную музыку Патрика Дойла. Бескрайние пейзажи, невероятно колоритные и красивые люди, поэтика нищеты и ностальгия по уходящей эпохе - все это в эпике нового времени от человека с “режиссерским” именем Режиса Вернье. Он обожает женщин вплоть до самых темных уголков их мятежных душ и снимает о женщинах невероятно красивые фильмы. Нашему зрителю мсье Вернье также известен по драме “Восток-Запад” с Олегом Меньшиковым и Сандрин Боннер.
Фишки: Объяснение под дождем в автомобиле, рынок рабов на острове Дракона и Катрин Денёв в опиумном притоне...
Фраза: "Никогда не могла понять этих французских любовных историй... безумства, страдания - похоже на наши войны...", - мать одного из вьетнамских героев картины.
Тихий американец (Великобритания, США, 2002)
Одноименный роман английского писателя, журналиста и сотрудника разведки Грэма Грина, вышедший в 1954 году был обласкан советской литературной критикой и не раз переиздавался в СССР. Циничный и отстраненный британский репортер Фаулер - мужчина не первой молодости, растратив лучшие годы на обретение цинизма и отстраненности под взрывы гранат на улицах и полнейший бардак первой индокитайской войны находит свой тихий рай в Сайгоне в объятиях молоденькой вьетнамской танцовщицы, в трубках с опиумом и стаканах контрабандного виски. Покой этого хэмингуэевского типажа нарушает молодой американец-идеалист Пайл с не совсем понятным родом занятий в этой дыре мира.
В союзе выпячивали политическую составляющую романа, но в принципе это классический любовный треугольник и борьба характеров на фоне милитаристской экзотики. Фаулера играет Майкл Кейн, он невозмутим и стоек в принципах, но обречен в любви. Фильм исторически можно даже посчитать приемником “Индокитая”, съемки проходили в реальном Сайгоне и мы наконец видим легендарный отель “Континенталь”, на площадке перед которым и сейчас приятно было бы хлебнуть виски с Кейном-Фаулером и выкурить по сигаре в память об исчезнувших империях.
Фишка: Сильный мужчина из-за женщины устраивает скандал в американском торговом представительстве и как ребенок плачет потом в туалете... ах как хорош Майкл Кейн.
Фраза: “Тот, кто начинает с беспорядочных связей, заканчивает верностью одной женщине”, - Томас Фаулер
Волна “вьетнамского синдрома”
Американцы, пытаясь осмыслить зачем они пошли воевать во Вьетнам, потеряли 60 000 солдат и сожгли 1.5 миллиона местных жителей сделали целый ряд очень сильных антивоенных фильмов, каждый из которых достоин внимания. Это и “Охотник на оленей” Майкла Чимино, “Взвод” и “Рожденный 4 июля” Оливера Стоуна и “Доброе утро, Вьетнам” Барри Левинсона. Снимались эти фильмы в основном на Филиппинах или в Таиланде.
Мы можем сейчас относительно безопасно путешествовать по Юго-Восточной Азии потому что прогрессоры: французы, англичане и американцы оттуда все-таки ушли, жители региона оказались и без стороннего вмешательства трудолюбивыми и талантливыми, а политика молодых азиатских держав гибкой и дальновидной. Для того, чтобы понять к чему ведут имперские амбиции стоит посмотреть что-нибудь из волны “вьетнамского синдрома”
Фраза: “Это не столько кино о войне, сколько о том, как война вытаскивает на поверхность такую правду о людях, которую они предпочли бы никогда не знать”, - Роджер Эберт, американский кинокритик, о фильме “Апокалипсис сегодня”.
Азия как есть
“Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок”, “Опасный Бангкок”, “Бриджит Джонс: грани разумного” - неплохие фильмы в декорациях современной Юго-Восточной Азии, регион стал съемочной площадкой для кинокомпаний со всего мира. Часто столкновение западного и азиатского менталитетов становится поводом для разных комедийных ситуаций и это действительно смешно! Однако тут случилось неизбежное - на пляжи и в джунгли Индокитая высадились российские киношники и стало уже не до шуток...
В следующей части о российском кино, снятом в Азии: бессмысленном и беспощадном...
Это полная версия статьи для журнала "
Travel Professional Magazine"(№4 (43) июль-август 2013),
фото: kinopoisk.ru