Епархия Святого Владимира в Париже приобрела церковь в Санлисе (Франция), городке, в котором в XI веке жила Анна, дочь Ярослава Мудрого, королева Франции. С ноября эта церковь начнёт функционировать как храм УГКЦ, при которой будет действовать Культурный Центр Анны Ярославны, целью которого будет представлять украинскую культуру и развивать украинский-европейское сотрудничество. Церковь расположена в 45 км от Парижа, рядом с аббатством святого Венсана, которое основала Анна Ярославна в 1060 году. Храм будет носить имя страстотерпцев братьев-князей Бориса и Глеба, которые приходились королеве Анны родными дядями по отцу - это обстоятельство особенно подчеркнул епископ Парижский Борис Гудзяк.
Если владыка хотел отметить приверженность христианским ценностям князей Киевской Руси и преемственность этой традиции украинцами до сегодняшнего дня (а я думаю, что так и было), то этот пример близких родственников Анны Ярославны, ставших первыми русскими святыми - далеко не единственный и даже не самый значимый.
По линии своей матери, княгини Ирины (Ингигерды Шведской ок.1001-1050) Анна Ярославна была кровной родственницей святого благоверного князя Вячеславв Чешского (святого Вацлава)(ок.907-936), небесного патрона Чехии. Ещё одна небесная покровительница Чехии, святая мученица Людмила, княгиня Чешская (ок.860-921), приходилась бабушкой её прабабушке, Гунхильде Польской (ок.965-ок.1014).
Поскольку эти предки киевской княжны были канонизированы до 1054 года, когда произошёл раскол христианства на православие и католицизм, то они (как и святые Борис и Глеб) почитаются и католиками, и православными.
А вот родной правнук Анны Ярославны, Гуго де Валуа (1127-1212), причислен к лику святых только католической церкви. Став после смерти своего отца 1152 году, в возрасте 25 лет, собственником огромного наследства, в 1160 он добровольно отказался от всех своих земель и титулов, и, приняв при постриге в монахи имя Феликс, стал пустынником. Спустя некоторое время он присоединился к Жану де Мата. В 1198 году они основали орден св.Троицы, (тринитариев), главной задачей которого было признано освобождение (через выкуп) христианских пленников из мусульманской неволи.
Младший сын киевской княжны, внук Ярослава Мудрого, Гуго Великий, граф Вермандуа (1057-1102), хоть ни в каких святцах и не значится, в истории христианства свой след оставил как один из организаторов и вождей Первого крестового похода. Он принимал участие в знаменитой битве при Долирее (1 июля 1097 года). Этот ближайший родственник Анны Ярославны положил жизнь за веру в самом буквальном смысле - при поражении, которое потерпело войско крестоносцев в Каппадокии, был тяжело ранен, отчего и умер 18 октября 1102 года, в возрасте 45 лет.
Про киевского дедушку королевы Анны, святого равноапостольного князя Владимира (ок.960-1015) рассказывать нет необходимости, его приверженность христианским ценностям и так всем известна. Киевская прапрабабушка княгиня Ольга (ок.890-969) тоже стала святой и равноапостольной не за красивые глаза.
А вот шведский дедушка киевской княжны, король Олаф III Шетконунг (980-1022), хоть и стал первым конунгом Швеции, принявшим (вместе с семьёй) христианство, почему-то никак за этот почин никакой церковью не отмечен. Что несправедливо, поскольку выбранной религии тесть князя Ярослава Мудрого остался верен вплоть до своей смерти. А это было очень непросто, поскольку большинство подданных Олафа остались убеждёнными язычниками, и их недовольство своим христианским королём вылилось, в конечном итоге, в мятеж. В 1019 году мятежники провозгласили 12-летнего сына Олафа, Якоба (Анне Ярославне он приходился родным дядюшкой с материнской стороны)(1007-1050) конунгом, принудили его взять вместо христианского имени древнешведское языческое династическое имя Анунд.
Анунд Якоб после смерти своего упрямого отца, не желавшего отказаться от христианства даже ради трона, в 1022 году, проявил себя его идейным наследником - во внутренней политике проводил жесткую линию по насаждению христианства. Несогласные либо устранялись физически, либо изгонялись из страны. Их имущество сжигалось дотла, за что дядю Анны Ярославны прозвали Углежогом. Странно, но такое усердие в деле христианской преемственности тоже почему-то осталось никак не отмеченным церковью.
Почитаемую католическую святую Эдигну неофициально принято считать дочерью Анны Ярославны, которая, якобы, сбежала накануне свадьбы из королевского дворца и отправилась в Киев, на родину матери. До Киева она так и не добралась, а стала жить в дупле огромной липы в деревне Пух под Мюнхеном. Учила грамоте детей и лечила скот. Похоронена под алтарём церкви в той же деревне.
В легенде очень много нестыковок (например, выдать дочь замуж хотел король-отец, хотя на самом деле Генрих I умер, когда его настоящей дочери было около 5 лет), да и зачем принцессе, даже в бегах, жить на дереве, как лесной эльф (а Эдигна прожила так 35 лет)? Однако, о единственной дочери Анны Ярославны (у киевской княжны было ещё три сына, один из которых умер в детстве) известно только то, что её звали Эмма. Никакие подробности её биографии до наших дней, к сожалению, не дошли.