Originally posted by
opowiastka at
Всем кто находится в зоне АТОМне хотелось бы обговорить психологическую подоплеку ситуации в которой мы находимся..... Много конечно вы знаете, что-то просто нужно вспомнить....и потом просто помочь самим себе....близким...
Страна, военные и конечно психологи не готовы были к войне. И в частности оказанию психологической помощи переселенцам и военным. Для всех эта ситуация нова. И иногда замечаю нетактичность со стороны служб, которые занимаются нами ...и стараются по мере возможностей помогать нам.....Давайте все будем учитывать людской фактор и не обижаться.... Никто не понимает ситуацию кроме самих переселенцев. В каждом городе своя уникальная ситуация....в каждой семье также своя уникальная ситуация....все мы страдаем...
Мы находимся в ежедневном стрессе. Одна ситуация, когда мы находились в эпицентре, другая - находясь в безопасности здесь. Но у нас там остается жилье, близкие люди .. и поэтому стресс преследует нас каждый день.
Острая фаза стресса - это когда мы еще находились в зоне боевых действий и несколько дней спустя после прибытия в безопасное место.
Думаю многие за собой замечали как первые дни просто ничего не хотелось думать...время как бы остановилось и мы стали только наблюдателями..а мысленно возвращаемся в свой город...
Это второй период постстрессовой ситуации.
И уже немного адаптировавшись мы начинаем воспринимать себя и окружающих более-менее адекватно.
И на этом этапе мы можем заметить у себя и близких следующие проявления:
- нарушение сна
- неприятные сны или кошмары
- нежелание общаться
- отсутствие аппетита, а потом наоборот обжорство
- давление или дискомфорт в сердце
-тяжесть в желудке и другие болевые симптомы
- быстрое утомление
- быстрая раздражительность (от приливов энергии и агрессии и до "оставьте меня в покое, мне ничего не нужно и не интересно")
- появление притензий друг к другу ..конфликтность
- нарушение концентрации внимания и памяти (сложно довести начатую тему разговора до конца, или довести начатое дело до конца; берутся за многое, но не доводят до конца)
- эмоциональные трудности, человек может ничего не ощущать и не испытывать, которые потом прорываются очень сильно и интенсивно
ощущение потерянности и не знают куда себя девать. может показаться что маются от безделия но это не так. не они собой управляют, а переживания внутри человека бушуют + воспоминания и другие
и это нормальная реакция в этой сложной ситуациии и не надо этого пугаться...это временная реакция и говорите о том что Вас тревожит, озвучивайте вслух близким которые могут вас выслушать или обращайтесь к специалистам...
Выражайте свои эмоции: хочется поплакать - плачьте
хочется разрозиться гневом - попробуйте выразить свою энергию (конечно косвенно - например через деятельность или занятие физ. упражнениями или сказать то что вам не нравиться) принятие контрастного душа....попросите близких сделать вам легкий массаж - т.е. попробуйте воздействовать непосредственно на тело...которое разрядит и эмоциональную сферу
ограничьте поток информации - дозируйте всю информацию которую получаете вы и ваши дети... иначе это способствует дополнительной ежедневной травматизации - а помочь мы отсюда им мало чем можем...
Есть основные элементарные правила как нужно вести себя в этой стрессовой ситуации, которая может существенно снизить отрицательные последствия, если уделять здоровью больше времени, чем прежде.
Необходимо соблюдать режим труда и отдыха - стараться не пропускать приемы пищи, пополнять организм витаминами и микроэлементами; если кто-то из Вас или Вашей семьи устроился на работу - также не забывать что даже и в этой ситуации нужно отдыхать, а не нагружать себя непомерной работой или дополнительными заботами
Чаще бывайте на воздухе - здесь неподалеку отличные парки, где можно вспомнить и физических упражнениях.
Необходимо заботиться об эмоциональном комфорте и отводить больше времени на те дела, которые особенно приятны.
Не следует избегать общения. Нужно чаще находиться среди людей, быть полезным другим. Активная социальная жизнь поможет ощутить душевный комфорт.
Не следует ожидать, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся и будут беспокоить в течение длительного времени. Вот почему крайне важно иметь возможность поговорить по душам.
Сохраняйте по возможности ритуалы, которые вы выполняли находясь дома - чтение книг на ночь, совместные прогулки с родственниками....встречи, чаепитие....совместная деятельность - это помогает сохранять ту общность с прежней жизнью...и для вас и для ваших близких (особенно детей)
- найти себе дело - занять себя, т.к. это помогает отвлечься от переживаний и помогает направить энергию, которая была заблокирована при стрессе на высвобождение
- рекомендуем составить список того, что человека поддерживает (близкие люди, родственники, друзья, работу которую любишь, достижения, хобби, религия и т.д.). и этот список дает возможность увидеть количество вещей которые являются для человека ресурсом. возвращаясь периодически к этому списку можно улучшать самочувствие
Не забудьте сами себя поддерживать - хвалите себя, ободряйте...старайтесь замечать за собой свои успехи или просто хорошие дела сделанные каждый день (придумали с ребенком новую игру, поговорили с кем-то помогли человеку выговориться, поделились советом....справились и не накричали лишний раз на ребенка и т.д.)
Сейчас очень травмирует ситуация неопределенности. Если вы не можете сейчас принять решение. Отложите его. Займитесь тем что может вас занять с головой, вспомните о хобби и прогулки, общение
все же необходимо создать планы позитивные на будущеее: план А и план Б - постарайтесь максимально сократить неопределенность
Вы все можете сами себе помочь и вы сделали уже первые шаги, когда выехали из опасной зоны.
Очень важный момент семейные отношения - учитывайте что вы все находитесь в стрессовой ситуации и каждый из вас пытается справиться своими, индивидуально подходящими способами....будьте особенно терпимы к друг другу...не дайте этой ситуации нарушить семейные отношения.
Находясь сами в стрессе - вокруг нас также близкие, которым может понадобиться наша помощь.....
Будьте готовы ее оказать и даже оказать тем кто находится от нас далеко...даже по телефону....
Для начало просто будучи слушателем....не критикуйте, дайте человеку просто высказаться...тем самым уровень стресса значительно снижается
Помощь при страхе
Не оставляйте человека одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.
Говорите о том, чего человек боится. Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.
Предложите человеку сделать несколько дыхательных упражнений.
Помощь при тревоге
Очень важно постараться разговорить человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае, возможно, человек осознает источник тревоги и сможет успокоиться.
Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. В этом случае можно попытаться составить план, когда, где и какую информацию можно получить.
Попытайтесь занять человека умственным трудом: считать, писать и т.д. Если он будет увлечен этим, то тревога отступит.
Физический труд, домашние хлопоты тоже могут быть хорошим способом успокоиться. Если есть возможность, можно сделать зарядку или совершить пробежку.
Помощь при плаче
Слезы - это способ выплеснуть свои чувства, и не следует сразу начинать успокаивать человека, если он плачет. Хорошо, если вы сможете выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете и сопереживаете ему. Помните выражения «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» - это именно об этом. Можно держать человека за руку. Иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
Помощь при истерике
В отличие от слез, истерика - это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии человек теряет много физических и психологических сил. Помочь человеку можно, совершив следующие действия:
Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас.
Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.
После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»).
После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть.
Помощь при двигательном возбуждении
Острая реакция на стресс может проявляться в двигательном возбуждении, которое может стать опасным для самого пострадавшего и окружающих. В этом случае постарайтесь найти возможность физически остановить человека.
Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит уровень активности физической.
Предложите прогуляться, сделать несколько физических упражнений, выполнить какую-то физическую работу (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость.
Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику.
И теперь отдельно о детях
То, что нужно ребенку в первую очередь, - это чувствовать себя в безопасности. Дети, особенно маленькие, вообще иногда не осознают опасности, грозящей им в экстремальной ситуации.
Реакция ребенка. Она развивается постепенно и это не взрослый -у них нет внутренних психологических механизмов, которые помогли бы им справляться со стрессом, а детям, особенно маленького возраста нужна поддержка взрослых.
Вообще дети при любом стрессе начинают регрессировать (как и взрослые:) - вдруг забывают как ходить в туалет, начинают писаться, сосать палец...разучиваются делать то что уже научились...это нормальная реакция....
дети копируют поведение родителей..и таким образом можно не замечая за собой, но увидеть проявление стресса в детях
ребенок слыша как разговаривают родители, как часто и что обсуждают по телефону - и саоответственно это состояние передается ребенку...и он учится на том как справляются с трудностями родители..сам учится справляться или нет с трудностями
Т.е. успокаивать ребенка и давать ему поддержку нужно самому в спокойном и уравновешенном состоянии
Дети могут не говорить о своих переживаниях, поэтому необходимо обращать внимание на невербальные признаки нарушений:
• нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколько дней после травмы; сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать;
• страх разлуки с родителями, «цепляющееся» поведение;
• страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи), связанного с травматическим переживанием;
• соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье;
• повышенная тревожность, проявляющаяся дома или в школе, связанная со страхами или фрустрирующими обстоятельствами.
Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихся игр , в которых прослеживается тема или аспекты травмы.
есть определенные симптомы:
- ярко выражена агрессия к друг-другу
- высокий уровень аутоагрессии, когда они сами себя повреждают ( много падают, разбивают головы, ходят все в синяках)
- дети очень капризны, у них часты истерики,
- они боятся (боятся взрослых, посторонних взрослых, бояться животных) и дети кот. маленькие они постоянно находятся на руках у родителей
- плохой сон, кошмары
- внутренняя напряженность (в виде скованности движения; внутрення тоска и печаль)
Младенцы
» Почаще обнимайте и прижимайте их к себе.
» По возможности соблюдайте график кормления и сна и других ежедневных ритуалов
» Говорите спокойным и ласковым голосом.
Дети раннего возраста
» Уделяйте им больше времени и внимания.
» Постоянно напоминайте им, что они находятся в безопасности.
» По возможности выполняйте привычные процедуры и соблюдайте режим.
» Простыми словами отвечайте на вопросы о том, что произошло, без пугающих подробностей.
» Позвольте детям держаться рядом с вами, если им страшно и они цепляются за вас.
» Будьте терпеливы с детьми, которые возвращаются к поведению, присущему более младшему возрасту, например сосут палец или мочатся в постель.
» По мере возможности создайте условия для игр и отдыха.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития. Большинство детей этого возраста способны отличить добро от зла. В эмоциональном плане дети еще незрелы, а высокий интеллектуальный уровень некоторых детей может ввести в заблуждение взрослых относительно их восприятия ситуации: если ребенок проявляет смышленость, не свойственную возрасту заинтересованность и осведомленность, и "здраво" рассуждает о ситуации, это еще не значит, что он взрослый и "все понимает", скорее за этим скрывается защитный механизм интеллектуализации, который пытается бороться со страхами. Возможно, ребенок хочет казаться взрослым и не чувствует, что его родители примут и смогут успокоить его страхи. Поэтому важно родителям наблюдать за детьми, а также учиться грамотно себя вести в стрессовых ситуациях, не давая себе поблажек типа "у моего ребенка все пролетает мимо ушей".
Дети старшего возраста и подростки
» Уделяйте им время и внимание.
» Помогите им заниматься привычными делами.
» Объясните им, что случилось и что происходит в настоящий момент.
» Позвольте им грустить, не ждите, что они окажутся сильными.
» Выслушайте их соображения и страхи без осуждений и оценок.
» Четко определите правила поведения и объясните, чего ждете от них.
» Спросите, чего они опасаются, поддержите их, обсудите, как лучше поступить, чтобы остаться невредимым.
» Поощряйте их стремление приносить пользу окружающим и предоставляйте такую возможность.
- Не сердитесь, если ребенок задает вновь и вновь один и тот же вопрос. Это происходит не потому, что он хочет вас разозлить или у него проблемы с пониманием, а потому, что это вселяет в него уверенность и дает некий контроль над ситуацией.
Ограничьте просмотр телевизора , постоянные сводки новостей могут вывести из равновесия любого взрослого, а тем более ребенка. В общем и целом стоит ограничиться 1-2 сводками в день, при этом присутствуя рядом, поддерживая и поясняя увиденное (если детям 8-11 лет). Младшим детям, если они не настаивают на просмотре, можно рассказать новости только в общих чертах.
Многие дети, в том числе подростки, особенно уязвимы в кризисной ситуации.
Кризисные события разрушают их привычный мир, который состоит из
знакомых и близких людей, привычной среды пребывания и жизненного
уклада, дававших им ощущение собственной безопасности.
Обычно дети справляются лучше, когда рядом находятся сильные, спокойные взрослые.
И эти симптомы могут появиться сразу, возникнуть месяц спустя или до полугода....к концу полугода человек в большинстве случаев справляется со сложившейся проблемой.
Всех этих симптомов может и не быть...но высока вероятность что они могут проявиться в течении полугода...поэтому будь-те внимательны к себе и близким...от того как мы отреагируем на стресс зависит успешная адаптация в этой ситуации
В это время люди особенно нужны другу другу - есть главное, а есть и второстепенное..сейчас пришло время оставить второстепенное и сосредоточиться и объединиться вокруг главного...