Как победить рейдеров, или как у многодетной семьи пытались отобрать квартиру

Mar 17, 2014 13:22

Эта реальная история произошла в Одессе в конце сентября 2013 года в районе Слободки, где до недавнего времени в двухкомнатной квартире проживала семья Л., которая состояла из бабушки Людмилы, ее дочери Анны, матери - одиночки 6 детей, и старшей дочери Ирины. Эта многодетная семья воспитывала  6 прекрасных детей, а именно: детей Анны Доминику, 2001 года рождения, Амину, 2003 года рождения, Виталину, 2010 года рождения, Эльдара, 2007 года рождения, Виолу, 2009 года рождения, и дочь Ирины Яну 1996 года рождения. Несмотря на скромные доходы семьи, все дети выглядели опрятно и чисто, были досмотрены и вежливы.


Так вот, позвонил мне мой знакомый адвокат из Киева и попросил оказать правовую помощь и предотвратить «беспредел», связанный с рейдерским захватом соседкой и неизвестными  квартиры многодетной семьи.
Ситуация захвата квартиры возникла не на пустом месте. Дом, в котором проживала семья Л., был построен давно, находился на балансе  фабрики и состоял из 4 квартир, по 2 в каждом подъезде.

По словам бабушки Людмилы, она проживала в указанной квартире еще с 80 годов, когда ее выделили ей как работнице фабрики, но квартиру не приватизировала, поскольку их дом решением исполкома был признан ветхим и прописывать в нем никого не разрешали. Так и жила семья в этой квартире. Со слов бабушки, утром их соседка, которая отбывала наказание за распространение наркотических средств, но при этом втерлась в доверие к семье Л. и постоянно делала детям маленькие «презентики», поинтересовалась, когда вернутся все домой. И пока бабушка с  маленькими детьми гуляла в парке, взрослые дети ушли в школу, а их родители на сутки на работу, соседка вместе с цыганами взломали дверь квартиры, вынесла из квартиры все вещи  и не самую новую мебель, поставила сразу же новые бронированные двери и вселила туда семью Б., состоящую из матери с 2 молодыми сыновьями. При этом у семьи Б. в паспортах стояла прописка уже в этой квартире, начиная с 1998 года.

Когда я приехал, накануне ночью сочувствующие соседи с этого района, которых собралось около ста человек вместе с активистами,  представителями общественности и журналистами силой оттолкнули рейдеров от дверей, и заняли часть помещения в эту квартиру вместе с семьей Л. и детьми. В другой же комнате забарикадировалась семья Б. при поддержке сыновей и соседки. Рядом с домом стояла дежурная группа милиции, однако наблюдала в сторонке и  никаких действий по восстановлению прав многодетной семьи не предпринимала, типа охранная общественный порядок.

Выходит картина маслом: у рейдеров есть паспорта с пропиской в этой квартире, а у бабушки даже ордера нет, и никаких документов тоже на квартиру нет, поскольку ордер она доверчиво отдала участковому, который зашел проверить документы накануне, а прописаны все они были в доме у племянницы (как оказалось потом, племянница сняла с регистрации по решению суда всю семью Л.). Повода не верить семье Л. у меня не было, но перспектива дела на начальном этапе казалась достаточно туманной.

Первым делом я пошел опрашивать соседей, отбирая у них показания, действительно ли в этой квартире жила многодетная семья Л. Сразу же направил кучу адвокатских запросов, чтобы выяснить фактические обстоятельства дела, попросил предоставить рейдеров документы, и благодаря журналистам даже получилось сфотографировать эти паспорта.

Насторожило меня то, что в паспорте одного из сыновей Б., 1992 года рождения, стоял штамп о регистрации  ВГИРФО и  дата 11 июня 1998 года. Насторожило уже потому, что на момент, когда проставлена была дата, этому гражданину было всего 6 лет, значит и паспорт он получить не мог, в 1998 году еще действовала не регистрация, а прописка (признана неконституционной на основании Решения Конституционного Суда Украины от 14.11.2001 года), и не было еще самих органов ВГИРФО, поскольку в 1998 году действовали паспортные службы.
Далее стал собирать информацию по адресу, и по счастливой случайности удалось найти в Едином реестре судебных решений решения судов, которые касались этой квартиры. Оказывается, спор между сторонами по поводу вселения был рассмотрен уже Суворовским районным судом города Одессы и Апеляционным судом Одесской области.
Быстро понесся в архив суда, и удалось поднять материалы этого дела. Решением Суворовского районного суда г. Одессы в 2002 году сначала иск Б. и ее несовершеннолетних сыновей  к Л. о выселении семьи Л. и их вселении был удовлетворен, однако в 2003 году Апеляционный суд отменил это решение и в иске редеров Б. отказал, мотивируя тем, что ордер на указанную квартиру был выдан не исполкомом, а фабрикой, а как следствие, ордер семьи Б. не порождает правовых последствий и семья Б. не имеет права на вселение. Кстати, прокуратура Суворовского района в том деле представляла интересы несовершеннолетних Б., а не многодетную семью. При этом, поскольку у бабушки не было денег, она выдала доверенность на адвоката соседа,  который защищал и их, а потом постепенно про это и забыла, не вникая, чем закончился спор.

Постепенно ситуация по захвату квартиры стала накаляться, стали возникать конфликты в квартире, рейдеры предпринимали неоднократные попытки выталкивать всех, при этом активисты давали отпор и держали оборону. Правда, досталось и  маленьким детям, когда Амину в суматохе толкнули и ударили головой. В конце концов нервы у рейдеров начали сдавать, они сами начали вызывать скорую помощь и мать с сыном Б. покинули квартиру, а остальных, в том числе и милицию, которая защищала почему-то рейдеров, попросили покинуть квартиру. После этого еще были попытки травить газом, вследствии чего опять же пострадал ребенок. Однако резонанс ситуации стал не выгоден рейдерам, и они оставили семью Л. в покое. По нашим жалобам и резонантности ситуации прокуратура Одесской области  возбудила несколько уголовных дел,  и на данное время идет следствие. Когда оно закончиться, я раскрою все материалы с указанием ФИО фигурантов.

На приеме у заместителя прокурора области


Самое страшное, что милиция могла с первого же дня предотвратить захват квартиры и выкинуть рейдеров на улицу, однако она просто бездействовала, охраняя общественный порядок, защищали больше не многодетную семью, а рейдеров, которым было проще удерживать захваченную квартиру. Более того, мы просили при осмотре следственной группой изъять паспорта сыновей Б., однако милиция отказалась. Моя знакомая предположила, что эту квартиру хотели отжать для кого-то из руководства правоохранительных органов, а вы догадывайтесь сами. Вот так наша милиция нас бережет. Этим детям уже с детства пришлось воевать в буквальном смысле за свою жилплощадь.
Огромное спасибо не равнодушным соседям, активистам,  общественным деятелям и журналистам, не давшим оставить многодетную семью под открытым небом. И пусть понесут ответственность рейдеры и их пособники.
Добавляйтесь в друзья и задавайте интересующие Вас вопросы, а я напишу в посте ответы!)

Взрослые игры, Одесса, сам-себе-юрист, Мнениеэксперта, конспект

Previous post Next post
Up