Вот еще-натаскала из его сообщений разных.
""Еще интересная деталь: глина -- мужской материал. По-крайней мере, гораздо более мужской, чем краски или пластилин. В том смысле, что вашему мужу или отцу она тоже будет интересна. Кто построит вашему ребенку трехэтажный дом, или мост, или дорогу? Купите побольше глины (килограмм 5-10) и займитесь строительством. Мальчишки всех возрастов это обожают. Мы даже грузовики из глины делали, и вертолет.
Детский гончарный круг -- не знаю. Мне приносил кто-то из детей. Слабенький, крутит еле-еле. Для выкручивания маленьких плошек и мисок, наверно сгодится, только нужно приспособиться. А вообще, сделать на круге что-то серьезное -- это сложное дело, нужно уметь, и нужен профессиональный круг. Так что, особенно не расстраивайтесь, если с этим кругом у вас ничего не получится. Попробуйте. Там ведь есть, наверно, инструкция, как работать? Руки смачивать, и так далее.""( да, это круг за три тыщи наверное и нам придется выкинуть:((()
""Глина из огорода иногда бывает практически готова для лепки. Мочить ее не нужно, но нужно хорошо промять, как тесто. Потому что, когда выкапываешь ее из земли, она зернышками. Возьмите кусок размером в три-четыре кулака и мните ее на нелипкой поверхности (доске, камне). Обеими ладонями и наваливаясь всем телом.
Магазинная голубая глина сухая просто потому, что пакетик с дырочками, и вода испаряется. Разминать ее руками бессмысленно, потому что количество воды в ней не увеличивается. Наоборот, от рук она сохнет и твердеет дальше. Ее нужно смачивать, но очень медленно. То есть, намочить тряпку, обмотать ею глину, положить в полиэтиленовый пакет и плотно замотать. Вода будет медленно проникать в глину. На следующий день разверните и посмотрите. Если размякла недостаточно, то опять намочите тряпку и опять оберните, положите и замотайте. И так далее, до тех пор, пока она не станет как тесто, или как хороший пластилин.
Чтобы сохранить мягкий кусок глины, нужно сделать то же самое -- в мокрую тряпку, и в полиэтилен. То же самое можно делать с недоделанными поделками. Если положить сверху мокрую тряпку, накрыть пакетом и подвернуть его края под поделку, то этого достаточно на день-два.
Правда, если будет очень долго лежать, то тряпка заплесневеет.
Скользкая не глина, а ваши руки. Работать с глиной нужно сухими руками. Конечно, они становятся чуть-чуть влажными от нее, но воды не должно быть вообще.""
-про сухие руки впервые слышу!!!век живи...
""свобода -- это штука обоюдоострая. Это как Харибда и Сцилла -- с одной стороны забитость и муштра, с другой -- свобода. И то, и другое в чистом виде плохо. Как "советские" студии страдают первым, так "современные" студии часто страдают именно вторым грехом.
У детей должно быть ощущение свободы, но это должно быть всего лишь ощущение. В том смысле, что взрослые должны контролировать ситуацию. Я написал, что дети приходили на мои занятия с готовыми идеями, что им лепить. Но это не значит, что они лепили именно это, или именно так, как им хочется. Потому что большинство детей при таком подходе через некоторое время теряются и начинают лепить стереотипы. Но не насаженные на них сверху, а свои собственные. Начинают халтурить. Так что я всегда обговаривал с детьми их идеи, старался придать им более глубокий смысл, показать какие-то еще возможности, поставить какую-нибудь несколько более сложную, но очень заманчивую (для них) задачу.
В общем, нужны разговоры. Попробуйте повыяснять у сына поподробнее, что именно он делал, что собирается сделать, что сказал учитель, что он сам думает. Руководство техническое нужно действительно минимальное, но нужно руководство содержательное. Если вам кажется, что учитель недостаточно дает сыну идей, задач, то сами обговаривайте, придумывайте, чего бы ему такого понаделать. Ко мне некоторые дети приходили на занятия с таким развернутым планом действий, что явно видно, что дома была серьезная подготовка. Но не накачка: "Сделай чашку, сделай птичку", а именно -- мама или папа выясняли, что ребенку интересно, что у него получается, что не получается, что можно вообще сделать, куда это потом пойдет и так далее.
Не надейтесь на учителя. Он дает ученикам глину и технику -- прекрасно. Вы можете дать смысл всей этой деятельности. В таком случае свобода на занятиях будет вам и вашему сыну только в плюс. Но не форсируйте. Может быть, это у него период такой просто. Сначала выясните хорошенько, что он сам по этому поводу думает."
"Насчет сказок и окружающих вещей: мне кажется, сказки интереснее, они более крупные мысли в голове рождают. Там образы серьезные, герои, чувства, а не просто стол и стул. Поэтому мне кажется, чем возвышеннее тема, тем труднее ее изобразить в глине, и тем больше от этого польза. А окружающие вещи лепить -- это должно быть само собой, между делом, серийное производство.
И конечно, пролепливать интересные впечатления: зоопарк, цирк. Ведь это значит еще раз пережить это, заново прочувствовать, понять, осознать, объяснить самому себе. Все, что происходит интересного в жизни, нужно лепить (рисовать, клеить, вырезать)."