К началу 1980 года пензенский КСП "Ярило" (куда мне предстояло еще вступить менее, чем через год) пользовался у местных властей довольно приличными "вольностями" - неслыханными, учитывая общее похолодание социально-идеологической атмосферы. В основном это было связано с тем, что руководителем клуба - "президентом", как тогда модно было именовать эту должность - был В. Шагуров, замдиректора ДК "Заря" (где и базировались) по художественной части, ученик Товстоногова по режиссерскому факультету, человек, непостижимым образом сочетающий хитропопость истинно советского администратора с беззаветной и жертвенной любовью к Культуре с большой буквы. В том числе - и к авторской песне, коя принадлежность к Культуре с большой буквы в те буколические времена не оспаривалась никем, имевшим отношение к этому роду деятельности с большого К.[Spoiler (click to open)] Одним из проявлений этих "вольностей" была неиллюзорная возможность устраивать гастроли весомых авторов, выплачивая им не копеечные гонорары из кассы ДК и, что важнее, согласовывая оные гастроли с минимумом инстанций. Разумеется, "компетентные органы" осуществляли положенный надзор, и на каждом таком концерте в радиобудке рядом с фанатами-фонотекарями из КСП сидел товарищ-в-штатском, бдя за идеологией и старательно "не замечая" воткнутых в общий пульт как минимум четырех "левых" магнитофонов. Вот так же весной 80-го в ДК "Заря" проходил и концерт автора-исполнителя из Москвы Евгения Бачурина. Про которого я знал тогда только, что он автор популярной среди дев песни "дерева вы мои, дерева" и еще, что это очень-очень круто - по отзывам старших товарищей. Крутой московский автор мне сперва активно не понравился. Вышел дяденька с клочной шевелюрой, с лицом типичного алкоголика на шестой день планового запоя и запел каким-то невыносимым козлетоном, со странными - местами - ударениями и растягиванием гласных. Счастлив мой бог, что я уже был приучен слушать не только "как", но и "что"... Вернее, и "как" тоже - но "как" не с кочки зрения правильной вокальной техники и канонической фразировки. Активное неприятие закончилось и сменилось на активное приятие примерно к середине второго куплета 1-й песни. Сизый лети голубок, В небо лети голубое. Ах, если б крылья мне тоже пожаловал Бог, Я б улетел за тобою. Что нам земля зелена, Что нам любимых объятья, Здесь, обретая свободу без края и дна, Мы с облаками как братья. ... Мы живем в ожидании вишен, В ожидании лета живем, А за то, что одной лишь надеждою дышим, Пускай нас осудят потом. За то нас осудят потом. ... Я куплю себе последние ботинки, Заработаю на свой последний хлеб, Я в последний раз женюсь на блондинке, А потом, чтоб я оглох, А потом, чтоб я ослеп, - Буду жить от вечеринки к вечеринке! Как-то так вышло - это первый был в моей жизни случай, когда сила поэтического слова, спетого с искренней страстью, пересиливает, переламывает первое неприятное впечатление и влюбляет в человека на 100%. Первый случай - и первый урок: первичное впечатление не всегда бывает на 100% верным. Дождись второго. А со сцены звучало все новое и новое - и порой такое, что холодела спина (не у меня, а, скорее, у товарища в штатском, сидящего в будке): Ой, мама, ой, мама, Разыгралась в море драма! Как по морю-океану Судно плывет: Корпус старый, парус рваный, Полный вперед! Ни воды, ни провианта, Ход холостой. Вся надежда на команду, А в ней - Боже мой! Кто больной, кто шальной, Кто ворюга отставной. ... Ничто не угрожает мне: Ни выигрыш, ни рента, Ни подвиг ратный на войне, Ни прозябание на дне, Ни тяжесть монумента. Когда же через сотню лет Придут к моей могиле И скажут: вот же был поэт! А им ответит мой скелет: - А где вы раньше были? Год 80-й, если кто забыл. Закончилась эта гастроль довольно забавно. Могло бы быть и ни разу не забавно, но... Счастлив Бог то ли Евгения Владимировича, то ли провинциальной Пензы. После "официального" концерта в ДК "Заря" некие почитатели таланта подхватили барда под белы рученьки и повезли давать еще один концерт, уже неофициальный. В пензенском Доме Учителя. Безо всяких скучных оформлений-согласований, просто "в шляпу". Ну, для тех невезучих, кому не хватило билетов в отнюдь не резиновый концертный зал ДК. Бачурин поехал - и повторил весь свой "несогласованный" репертуар, включая "Пьяный корабль" и тому подобное. А во время концерта кто-то из руководства Дома Учителя, проходя случайно по коридору, сунул носик в зал и услышал - обожемой! Явную антисоветчину!!! Спьяну тонем или сдуру, Позже поймут. Пусть, свои спасая шкуры, Крысы бегут. Мы на дно шагаем в ногу Дружной семьей. Боцман спит, он выпил много, А мы - Боже мой! Кто больной, кто шальной, Пьем по последней стремянной! И, ничтоже сумняшеся, стукнул-звякнул прямо в КГБ. Которым - воленс-неволенс - пришлось принимать меры. Меры выразились в том, что упомянутый товарищ-в-штатском, весь хмурый от необходимости исполнять служебный долг, явился в ДК и под протокол изъял запись упомянутого концерта. Деликатно не поинтересовавшись - а сколько копий с этой записи уже сделано частным образом? Благодаря этой "деликатности органов" у меня на долгое время сохранилась запись этого концерта, а практически все песни оттуда были выучены и вошли в репертуар. Евгений Бачурин никогда особо не участвовал в каэспешной тусовке, не засвечивался на слетах-фестивалях, не собирал пачки лауреатских дипломов. Он мог бы сказать о себе словами Бродского: "Я работал. Я писал стихи". Поэт, художник, бард Евгений Бачурин ушел из жизни 1 января 2015 года. Но этот вечный бой, увы, не вечен, И неизвестно, за каким углом Назначит смерть положенную встречу И, снявши шляпу, скажет: - Добрый вечер, Пора, мой друг, покинуть этот дом.
Да будет так! И все ж, куда ни гляну, Ликует звук и дышит светотень. Не умираем мы, а как ни странно, Искать уходим синюю поляну, Воздушный шар и затонувший день.