Как только я узнала про книгу Ральфа Стэдмна «Шутки кончились», мне сразу захотелось ее прочитать. Как сразу захотелось посмотреть фильм «Жизнь и творчество доктора Хантера С. Томпсона», но выяснилось, что его не показывают. С книгой другая история: она вышла, и один экземпляр уже пару недель лежит на моем столе, ездит по всей Москве и ближайшему Подмосковью в моей сумке и обретается в других местах моего появления. Он и сейчас - прочитанный и даже частично перечитанный - рядом со мной. Вернее то, что от него осталось. Это книга, у которой при перелистывании 20-й страницы отрывается обложка и в которой ужасный шрифт. Кроме разумеется Courier New - шрифта, которым напечатаны письма. Это первое впечатление - не очень хороший старт для того, что с нетерпением ждешь. А после «Шуток» я сразу набросилась на Пола Теру, хотя в последнее время почти не читаю. И это тоже не очень хороший признак.
На обложке написано: «Книга, которая открывает читателю совершенно нового, непривычного Хантера Томпсона». На обратной стороне: «Ральф Стэдман - знаменитый английский художник, близкий друг Хантера С. Томсона и автор классических иллюстраций к «Страху и отвращению в Лас-Вегасе».
Я не знаю, за что эту книгу хвалят. Правда, не знаю. Там есть признание Томпсона как выдающегося писателя, хотя я бы сказала, что он - выдающийся журналист. Там есть пара историй о совместной работе и о совместной не-работе. Там есть письма: Томпсона - Стэдману и Стэдмана - Томпсону. Там есть рисунки автора. Может быть, дело в этом.
Но на меня гораздо большее впечатление произвели личные обиды и сведения счетов. Они так неуместны в этой книге, особенно потому, что это КНИГА. Стэдман соревнуется с Томпсоном не на своей территории и проигрывает. Возможно, он просто честно хотел написать о том, что чувствует, и о том, что ему было сложно поддерживать отношения с таким человеком, как Хантер. Довольно странный подход - потому что в этом и так никто не сомневался. И еще - мне совсем не нужен был дряхлеющий Томпсон с целым перечнем заболеваний. От Стэдмана требовалось поддержать миф, а он его разрушает.
А что касается характеристики «буйный, жалкий, лживый, бесчестный сукин сын», то она совсем никуда не годиться. Особенно от человека, которого Томпсон называл «мерзким зверьком». Мерзкий зверек - это так мило. Я чуть не расплакалась. Я бы хотела, чтобы меня называли мерзким зверьком - это и нежно, и одновременно правдиво. При таком раскладе остальное уже не важно. А посмертные упреки за то, что кто-то чувствовал себя чужим в чужой жизни, за неследование договоренностям, за отношение к деньгам и прочее-проее делают более подходящим другое обращение - мерзкий извращенец.
Справедливости ради стоит отметить, что, помимо текстов Хантера, в книге есть один очень стоящий момент. Это эпиграф.
Не пиши, Ральф. Ты навлечешь позор на свою семью. Хантер С. Томпсон.
( upd
androidjoe тебе достался ужасный подарок)