«Широк человек, я бы сузил»

Oct 22, 2014 01:43



Английский историк и социолог Генри Томас Бокль, будучи восемнадцатилетним юношей, задумал написать историю всемирной цивилизации. Грандиозный замысел требовал грандиозного труда.
Бокль писал впоследствии: «Я стал работать по 9 или 10 часов ежедневно. Метод моих занятий был такой: утром я изучал естественные науки, после завтрака - языки, в которых был круглым невеждой, вечером - историю, юриспруденцию и всемирную литературу». Бокль дорожил каждой минутой, выходил из кабинета только на прогулку и только изредка. Он почти не выделял времени на общение с друзьями, а «светские беседы» полностью исключил; ничего, кроме четко очерченного круга занятий, не интересовало Бокля. Из своей жизни он исключил искусство: он не отличал Бетховена от Моцарта, не посещал спектаклей и картинных галерей. Отказался даже от любимых шахмат.
Всю жизнь Бокль подчинил одному - «Истории цивилизации».
Такая упорная, титаническая работа дала плоды: Бокль выучил девятнадцать языков для чтения необходимых мaтериалов в оригинале. Но сам он видел, что размах его планов - сродни желанию объять необъятное, к тому же работе мешало слабое здоровье. И «История цивилизации человечества»  заменяется «Историей цивилизации Европы». Она же ограничивается еще и еще, превращаясь в «Историю цивилизации Англии», которая по замыслу автора должна была состоять из пятнадцати томов. Из них Бокль сумел написать только два.
Он умер 41 года от роду. И последние его мысли были о работе. Он повторял: «Книга моя, книга! Я никогда не кончу моей книги!»

Его пример – другим наука, жзл

Previous post Next post
Up