«Сегодня Православная Церковь празднует память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, казненных большевиками в Екатеринбурге 17 июля 1918 года. К сожалению, некоторые нынешние "ревнители не по разуму" распространяют свою неразумную ревность и на почитание этих святых, думая, что высказывают им тем самым почтение, а на самом деле затемняя и искажая образ их святости.
Вопреки утверждениям таких людей христианский подвиг царя Николая заключался отнюдь не в том, что он якобы "кровью своей искупил грехи России" (поистине кощунственное утверждение, от которого сам царь наверняка пришел бы в ужас, - разве можно равнять человека, пусть даже и помазанника Божия, с единственным Искупителем человечества - Господом Иисусом Христом?!). И не в том заключался этот подвиг, что последний царь якобы особенно мудро и праведно управлял страной (если бы это было действительно так, вряд ли произошла бы революция, да и сам страстотерпец Николай в своих дневниках впоследствии горько каялся во многих своих государственных и житейских ошибках). Нет - подлинный подвиг страстотерпцев состоял в том, что они, некогда вознесенные на царственную высоту, а затем низвергнутые в безграничное унижение, не только не сломались и не отчаялись, не озлобились, не только не стали роптать на это унижение, но даже находили в себе силы искренне молиться за своих мучителей. Также следует отметить и то, что император Николай II стремился управлять страной по-христиански, в то время как, возможно, требовались более суровые меры для воцарения политического и гражданского мира в стране. А кроме того, царственная чета явила всему миру образ подлинно православной семьи, основанной на глубокой христианской любви. Суть подвига царственных страстотерпцев исчерпывающим образом выразил преподобный Нектарий Оптинский, пророчески сказавший еще в 1917 году, за год до убиения царской семьи: "Ныне государь слезами искупает свои ошибки, а в будущем году он искупит их кровью..." Семья же последнего русского царя разделила мученические страдания своего главы.
<...>
В одном из писем Ольги Николаевны из заключения есть такие строки: "Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь".
Эта любовь и стала венцом всей жизни царственных страстотерпцев, совершенно изгладив и покрыв все их прошлые ошибки, какими бы они ни были. Эту любовь они оставили нам как последнее завещание на земле - и именно ей мы должны подражать по мере своих сил. Тогда, и только тогда, мы сможем с полным правом сказать, что чтим память святых царственных страстотерпцев - и любим Бога».
Митрополит Омский и Таврический Иким. Из «Слова в день памяти святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (4/17 июля)»