Дон Кихот в Казахстане

Nov 18, 2020 10:14



«Наибольшее количество голодных смертей в период коллективизации приходится на Нижнюю Волгу, Украину и Северный Кавказ, но в исчислении на душу населения на первом месте Казахстан, который в период между 1929 и 1934 годом потерял 39% сельского населения (около 2 млн. 330 тысяч человек). Количество этнических казахов сократилось примерно вдвое: 1,2-1,5 миллионов человек умерли от голода и около 615 тысяч эмигрировали за границу или в другие районы СССР.

Первым секретарем крайкома Казахстана был «Дон Кихот», зубной врач, друг Свердлова и организатор убийства царской семьи - Филипп Голощекин. По описанию тогдашнего руководителя информационного отдела крайкома: «Голощекин был довольно крепко сложенный, хотя и поседевший уже мужчина лет 50, живой и необычайно подвижный; его голубые выразительные глаза, казалось, всюду поспевают и все подмечают. Задумываясь, он то и дело поглаживал свою острую бородку всей горстью левой руки. Выступая, он говорил живо, легко, с интонацией; жестикуляция как бы дополняла его и без того выразительную речь». Видимо подражая Сталину, он любил разговаривать, расхаживая с трубкой в зубах.


Революция сверху должна была довести до конца Октябрьскую революцию и исполнить ленинское пророчество темпами, о которых сам Ленин не смел мечтать. В Казахстане ей предстояло пройти путь большей части истории человечества. «Сейчас, товарищи, - заявил Голощекин на XVI съезде партии, - мы находимся в таком периоде, когда в отсталых национальных республиках осуществляется предсказанная Владимиром Ильичом еще на II конгрессе Коминтерна возможность перехода от полуфеодальных отношений к социалистическим, минуя капиталистические».
Переход начался в 1928 году с конфискации имущества «полуфеодальных» кочевников. В Актюбинском районе экспроприация шестидесяти хозяйств дала 14839 голов скота, а также «юрт 16, землянок п, сенокосилок 6, конных грабель 4, лобогреек 7, бункеров з, ковров 26, кошм 26 и т. д.». «Этот опыт интересен еще и тем, - писал Голощекин в декабре 1928 года, - что впервые в истории мы проводим конфискацию скота, что значительно труднее и сложнее, чем конфискация земли».
Несмотря на дополнительные трудности, Казахстан шел в первых рядах сплошной коллективизации.
<...>
Второго марта 1930 года Сталин обвинил «зазнавшихся» чиновников в головокружении от успехов. В июне Голощекин обвинил своих подчиненных в «непонимании линии партии». <...> «У нас есть очень большая большевистская тревога, - сказал Голощекин, закрывая июньскую партконференцию в Алма-Ате. - Есть тревога, но нет паники». Делегаты по становили «издать на русском и казахском языках все труды тов. Голощекина (аплодисменты)», а «организующемуся в гор. Алма-Ате коммунистическому университету присвоить название Казахский коммунистический университет имени т. Голощекина (аплодисменты)». Голощекин  пошутил, что у него может вскружиться голова, но «голоса с места» заверили его в том, что не может. «У вас не вскружится, - сказали они. - Вы достойны этого!».

Юрий Слёзкин «Дом правительства. Сага о русской революции»

по ходу чтения, пламенные революционеры

Previous post Next post
Up