Попался на глаза сравнительный обзор фильмов "Терминатор" и "Гостья из будущего" за авторством историка Клима Жукова (далее - К.Ж.) и режиссера Ивана Диденко (далее - И.Д.).
Click to view
Досмотрел с трудом - пафосное гримасничание двух взрослых мужчин немного утомляет, да и обзор, в общем-то, глубоко вторичный. Нечто подобное было года полтора назад на
телеканале "День", и Клим сотоварищем местами повторяют его практически слово в слово.
Несколько моментов хотелось бы отметить особо.
0.03.48
И.Д. У нас же Советский Союз фактически распался в каком году? В восемьдесят...
К.Ж. В 91-м.
И.Д. (повторяет) В 91-м. Подписали?
То есть, уже начало показывает, что перед нами человек, который, мягко говоря, немного не уверен в датировке событий.
Ну и ладно, он же режиссер, ему можно.
0:05:04
И.Д. Если даже чуть-чуть обратиться к статистике, то можно сказать, что в 70-е годы советский и американский кинематограф шли ноздря в ноздрю, а в 80-е годы американский кинематограф почти в 2 раза по количеству просто произведенных фильмов начал обгонять советский кинематограф. Кстати, в 90-х (я вот, помню, поднимал статистику) в России уже в 90-х было снято 600 фильмов, а в Америке 3 690. Ну, имеется в виду пропорция.
Точную статистику я не нашел, но вот уважаемый
kinanet пишет, что с 1918-го по 1991-й в СССР было произведено для кинопроката примерно 7250 фильмов.
Шли мы в ноздрю или не шли - сложно сказать без цифр, но не уверен.
Опять, я - не ракетчик, режиссеру, наверное, виднее.
0:10:19
И.Д. Пересматривая фильмы 80-х со стороны американских и со стороны советских, мне показалось, что они транслируют два различных мироощущения. В советских фильмах есть один и тот же лейтмотив. На мой взгляд он звучит так: "Мир безопасен". Ну, вспомните... хорошо, вот мы начали говорить про фильм "Гостья из будущего" с Алисой Селезневой. Вспомните злодеев из фильма "Гостья из будущего". Они что, злодеи? Давайте вспомним любого злодея из тех фильмов, что мы перечислили, будь то "Нечто", будь то "Терминатор". Там есть злодей. Он может убить, он может захватить, он может доминировать. Что могут те два чувака из фильма "Гостья из будущего"? <...> все те перепетии, в которые попадал Коля Герасимов, все те враги, которые ему противостояли, все это было настолько невинно, нестрашно и безопасно, что вообще, в целом, от большинства советских фильмов возникало ощущение безопасности того пространства, в котором ты живешь. Защищаться не от чего.
К.Ж. Ну там, на самом деле, если в целом взять срез фильмов, которые выходили тогда, то там страшнее начальницы в фильме "Гараж", в общем, быть-то ничего не может.
И.Д. Да, да, хорошо, хорошо. Там, "Любовь и голуби"... вот, я просто перечисляю фильмы. "Покровские ворота". Хорошо, что-нибудь нужно тяжелое... "Формула любви". Вот есть "Формула любви", а есть "Блейдраннер", а есть фильм "Через тернии к звездам", который тоже из 80-х. Соответственно, у меня ощущение, что советский человек воспитывался в отсутствии необходимости борьбы со страшным злом, которое может придти и ему постоянно прививалось ощущение безопасности.
Во-первых смешивать и сравнивать фильмы различных жанров, тем более таких, которых в Советском Союзе в принципе быть не могло - это лукавство, на мой взгляд, как и называть "тяжелым" фильм "Формула любви".
Лукавство как минимум и наглое притягивание фактов за уши в своих целях - как максимум.
Во-вторых, если уж смешивать жанры, то страхи и ужасы "Терминатора", "Чужих", "Нечто", да даже "Техасской резни бензопилой" я могу смотреть совершенно спокойно, но есть один фильм, советский, 1985-го года, который я посмотрел уже в достаточно зрелом возрасте, и который я пересматривать не хочу, и не собираюсь в ближайшие годы.
Это "Иди и смотри" Климова.
По своему воздействию он гораздо сильнее и тяжелее фильмов, о которых упоминает в ролике режиссер.
То, что он о нем не вспомнил - режиссер, личность творческая... Формула любви" для него тяжелее, наверное.
0:17:10
И.Д. Я задам вам провокационный вопрос: а не может ли быть связано, отчасти связано разрушение Советского Союза ощущением излишней безопасности? То есть, когда нет вот прямой угрозы смерти прямо сейчас... Ведь как у нас создавалась наша страна? Она создавалась не благодаря, а вопреки, да? У нас гражданская война, у нас голод, у нас враги со всех сторон...
К.Ж. Любая страна создавалась вопреки.
И.Д. Ну, хорошо. Я про нашу. Наша создавалась вообще вопреки.
Не первый раз сталкиваюсь с этим, и занятно, что можно услово разделить граждан на 3 категории: у одних наша страна имеет тысячелетню историю, у других до 17-го года было пустое место, и только потом страна появилась, и Д.А. Медведев, страна которого появилась 27 лет назад.
0:41:51
К.Ж. Я даже больше могу сказать, что американский-то кинематограф, он, конечно, оружие, инструмент пропаганды. Это элемент, говоря по-нашему, по-политэкономически, это элемент надстройки. А американская надстройка получила серьёзнейшую инъекцию от развала Советского Союза. И она все 90-е и там половину 2000-х она прекрасно себя чувствовала на тех 3 триллионах долларов, которые единомоментно вывезли из Советского Союза в США.
Интересно, откуда дровишки источник цифры, вывезенных единомоментно из Союза денег?
0:54:40
И.Д. Давайте пофантазируем, давайте представим себе...допустим... я понимаю, что история не терпит сослагательных наклонений, но представим себе, что гостья из будущего Алиса Селезнева, прилетевшая вместе с пиратами и миелофоном, начала не дружить с Колей в классе, а всех страшно крошить. Ну, я не знаю, какая-то была история,обратная. Не тому, что в будущем все безопасно, вам ничего не угрожает, а какая-то история, подобная "Терминатору". Того, что она привезла с собой зло. Пираты будут не такие игрушечные.
К.Ж. Пираты, вот когда оказываются в этом подвале в конце, стреляют не по колоннам, а по детям.
И.Д. По детям стреляют...
К.Ж. Потому что там такая дистанция, что и без всякого бластера, а из обычного пистолета Макарова убил бы всех.
И.Д. Что они кого-то убивают и пытают не так, как они это делают...
К.Ж. А они Колю Герасимова так страшно пытают, вообще...
И.Д. Ой, "Алиса, я им ничего не сказал".
К.Ж. Да, ничего не сказал. А что они тебе сделали, собственно? - Они меня просили сказать и, кстати, пытались подкупить. Это очень смешно.
И.Д. Если бы мы в советский кинематограф добавили того самого, чего можно бояться; того, что несёт в себе зло, это бы что-то изменило? Мы как-то бы были более готовы, мы могли быть более готовы?
К.Ж. Теоретически, если взять «Гостью из будущего» как самый успешный теле, даже в общем, наверное, и кинопроект в жанре фантастики середины 80-х, вот такой срез некий, да, он должен был быть самое главное честнее. У нас не прекрасное нифига далёко, вот нифига не прекрасное, это нужно понимать. А самое главное, что это самое прекрасное далёко, оно может быть прекрасным только в одном случае, если ты прямо сейчас, вот прямо немедленно сию секунду возьмёшь жопу в горсть, встанешь со стула, и начнёшь это прекрасное далёко строить. Других вариантов нет никаких. А что у нас происходит в этом фильме в смысле строительства? Ну да, там есть ненапряжная мораль, что дружить хорошо, и помогать друг другу хорошо. Это без этого фильма никто не знал, но вот теперь, видишь, все узнали, что дружить хорошо и помогать друг другу тоже хорошо. И что если пираты будут пытать, ничего говорить нельзя.
И.Д. И пытать они будут не очень страшно, и не очень долго.
К.Ж. И не очень долго, не очень сильно.
И.Д.Не с паяльником в известном месте, нет, не с плоскогубцами в известном месте.
К.Ж. Даже не побили. Они просто трясли, вот это было очень страшно. Ну вот это такая ненапряжная мораль. А вот правды в фильме прямым текстом, в отличие от «Терминатора», не говорят.
Тут вспоминается стихотворение:
ты рассказал мне просто правду
а я ужасную хочу
такую чтобы обосраться
завыть забиться захрипеть
Ну и снова то ли лукавство, то ли забывчивость о том, что в Советском Союзе такого не могло быть по определению.
Утопия как жанр могла быть, а вот антиутопия - вряд ли, за очень редким исключением, тем более не в детском кино.
У нас все-таки вся страна в едином порыве строила коммунизм, а не мрачное будущее.
Партия обещала торжество Cветлого Будущего, а не восстание машин.
Интересно, что у режиссера нет ни одного снятого фильма, что, с учетом его фантазии, на благо, возможно.
1:25:09
К.Ж. К сожалению, включил не фильм. К сожалению, включило общественное бытие, которое включило в голове Павла Арсенова и Кира Булычёва этот фильм. Кир Булычёв как автор сценария и автор литературной первоосновы 100 лет тому назад, это человек очень непростой. Я не был с ним знаком никогда, к сожалению, потому что я начал писать фантастику профессионально позже того, как он ушёл из жизни, я не общался никогда. Но у него в биографии есть очень интересные детали, прямо скажем, потому что, во-первых, он востоковед. Как известно, у нас восточные факультеты готовили… не непосредственно, конечно, но это была кузница кадров для разведки. Т.е. там готовили людей, которых потом приходили покупатели из КГБ и применяли дальше по назначению. Кир Булычёв работал в Бирме очень долго, профессионально там занимался всяким разным. И очень долго никто не знал, как его зовут. Никто не знал, что у него фамилия Можейко. Все думали, что он то Кир Булычёв, то Кирилл…
И.Д. Это псевдоним?
К.Ж. Да, конечно, это псевдоним. И в итоге, как многие другие авторы, он оказался одним из самых злобных антисоветчиков, просто самых злобных антисоветчиков. Это такая оказалась просто тварина и вражина, что даже словами не описать. Причём антисоветчиков последовательных, которые очень быстро, вот буквально 91 год и всё, уже он готовый, со своими, значит, текстами, к сожалению, очень небесталанными при этом. Т.е. человек, который нам писал про светлое будущее коммунизма, и всего-то сколько там, 6 лет там с 91…
И.Д. Очень мало.
К.Ж. 6 лет. Т.е. в это время это уже была продажная предательская антисоветская дрянь. И этот человек нам писал вот эти тексты - и в смысле повести очень трогательной, и в смысле фильма, тоже очень трогательного. Мне кажется, что это был момент, конечно, несомненно, конъюнктуры.
Кир Булычев работал в Бирме 2 года.
Очень долго это или нет? На взгляд Жукова - очень.
Ну и риторика замечательная.
Надеть на Жукова пыльный шлем, поставить Булычева к стенке - не пожалел бы предательскую дрянь.
Ну и отдельно режиссер хорош - устраивать обзор по экранизации и не знать о псевдониме? Круто подготовился.
1:35:37
К.Ж. Вы когда собираетесь строить капитализм, там много хорошего в капитализме есть, посмотрите, какие дома у нас, какие у нас машины по 3 штуки на каждого, а у вас нет. Шмоточки у нас какие замечательные. Мы дома не едим, мы в ресторан ходим все, всей Америкой, безусловно. Но к этому прилагается ещё вот что. Какие-то ветераны, которые только что приехали с войны, и им негде жить, причём ветераны элитных подразделений, как Джон Рэмбо, который превратился в бомжа. Он скитается по Америке, ему негде жить.
Из краткого содержания "Рэмбо. Первая кровь":
"Ветеран Вьетнамской войны Джон Рэмбо в надежде отыскать своих боевых товарищей путешествует по США. Узнав о скоропостижной кончине своего последнего товарища из элитного военного подразделения «зелёных беретов», он приходит в тихий провинциальный городок. Там его встречает задиристый местный шериф Уилл Тизл, который принимает Рэмбо за бродягу и, отвезя его за пределы города, говорит ему, чтобы тот не возвращался, иначе его ждут неприятности".
Такое вот кино, такие знатоки....