Как преподобный Иккю подписал картину
«Один человек втайне попросил главу школы Тоса написать для него картину, а тот все никак не собирался это сделать. Истомившись ожиданием, то человек снова пошел в дом мастера Тоса, а мастер, хоть и не служил он отбивающим ночные часы, предавался дневному сну. Тот человек был в общении деликатный, да и просьба была тайная, но все-таки кое-как растолкал он мастера, а тот сказал:
- Не выспался я. Вечером нарисую, путь придется хоть всю ночь просидеть! - и снова завалился спать.
- Вы говорите - вечером, но ведь сердце человеческое изменчиво, подобно стремнине реки Асука, - а если вы опять передумаете? Очнь прошу вас! - говорил тот человек. Поделать было нечего, взял мастер кисть, поводил ей туда-сюда, взял щетку, быстро что-то нарисовал и вручил:
- Вот, возьмите!
«Наконец-то!» - подумал тот человек, принял картину и пошел домой. Там развернул ее, вертел и так, и сяк - ничего не понятно. Вроде бы нарисована вода, а в воде - что-то круглое, не пойми что, вроде как по кругу кистью провели. Так ничего и не понял. В растерянности пошел снова к мастеру:
- Что это? - спросил он.
- Я и сам не знаю! - отвечал тот.
«Что же мне с ней делать? Порвать что ли?» - думал он, но было ему жалко: уж очень красиво было нарисовано, пожалуй, в трех странах лучше не найти. Прикидывал он и так и эдак, пока наконец не решил: «Вот что! Попрошу-ка преподобного Иккю сделать надпись к этой картине, да и повешу!» - и поспешил в Дайтокудзи и обратился к Иккю:
- Написал для меня эту картину мастер Тоса, а вот что это такое в воде - непонятно. А как вам кажется?
- Да уж, и правда - ни на что не похоже. Но если хотите к ней подпись - сделаю.
- Прошу вас, пожалуйста! - попросил тот человек, и Иккю написал:
«Что-то в воде. Что это за вещь, написавший мастер не знает. Хозяин тоже не знает. И я, что пишу эту подпись, тоже не знаю».
Видевшие и слышавшие о том, говорили: «Вот какой прямодушный монах! Это и впрямь картина, каких больше не найти в трех странах!» И до сих пор та картина ценится гораздо более, ведь приложил к ней руку не простой человек».
«Предания о дзэнском монахе Иккю по прозвищу «Безумное Облако»