Опять не взлетело...

Feb 14, 2017 15:17

Оригинал взят у diana_mihailova в Обзор военно-технических проектов Украины с зарубежными партнерами

image Click to view


Взято на сайте.

Главный вывод заключается в том, что, учитывая три года боевых действий на востоке Украины и необходимость перевооружения армии, реальная активность при реализации совместных проектов низкая, сотрудничество происходит в ограниченных секторах, а условий для обеспечения заметных прорывов для перевооружения с использованием высоких технологий не создано.


Анализ проектов за период 2014-2016 гг. позволяет утверждать, что:

1. С 2014 г. со стороны политических и дипломатических кругов Украины звучали обращения в европейские страны и США оказать необходимую поддержку. Эти призывы были поддержаны рядом бывших влиятельных чиновников и экспертов в Европе и США. В политическом смысле эта активность главным образом отразились в том, что на саммите НАТО в сентябре 2014 г. члены альянса согласились, что Вооруженным силам Украины необходимо предоставить большую поддержку. Были основаны трастовые фонды, которые должны были улучшить ситуацию в таких участках как тыловое обеспечение, управление, связь, кибербезопасность. Что касается прямых поставок техники и вооружений, то эта деятельность реализовалась на уровне отдельных стран. Причем более активную роль в этом играли Соединенные Штаты, чем европейские страны.

За период 2014-2016 гг. в оружейном секторе помощь Украине была ограниченной и в основном свелась к поставке нелетальной техники и услуг. Происходили поставки техники и оборудования, которые условно можно отнести к категории «бери и защищайся». Это системы индивидуальной защиты, незначительное количество автомобильной техники, радары контрбатарейной борьбы, приборы ночного видения, системы связи, беспилотные системы, медицинское оборудование.

2. Вместе с тем, за период 2014-2016 гг. практического основания для расширения военно-технического сотрудничества с европейскими и американскими компаниями создано не было. Все мероприятия традиционно ограничиваются контрактами на получение образцов в рамках бесплатной помощи, или ориентированы на закупку тех или иных изделий.
Деятельность украинской стороны по закупке технологически сложной техники и средств поражения (в основном - боеприпасов) для Украины не имела никаких преференций. Наоборот, были и есть примеры отказа от выполнения контрактов, касающихся закупки вооружения и военной техники в европейских странах.

3. С 2015 г. сформировалась устойчивая тенденция по ограничению при поставках в Украину элементной базы электроники, узлов и агрегатов для изготовления военной техники. Эти ограничения не позволяют обеспечить достаточный конкурентный уровень новым образцам техники и вооружения, которые разрабатываются и производятся в Украине. Показательно, что таких подходов отдельные европейские страны и Израиль зеркально придерживаются и по России, против которой объявлены санкции. В отличие от Украины.

4. Проекты по созданию новых совместных предприятий с зарубежными партнерами, которые изготавливали оборонную продукцию, в Украине не реализованы. За три года таких примеров найти не удалось. Продекларированные раньше инициативы - вроде создания предприятия с польским производителем бронежилетов «Любава», а также ряд других проектов натолкнулись на организационные, финансовые и бюрократические препятствия с украинской стороны.



5. Отдельные оборонительные международные проекты, которые реализуются в интересах Вооруженных сил Украины, уже длительное время имеют неопределенные перспективы. Речь идет о создании корвета в интересах ВМС Украины и модернизацию вертолетов Ми-24 совместно с Францией. Текущее состояние этих проектов используется зарубежными партнерами в качестве примера сложности или полной невозможности реализовать оборонные проекты с украинской стороной при существующих в Украине бюрократических процедурах и непрозрачных или субъективных решениях. При отсутствии четкой и понятной позиции украинских чиновников относительно тех или иных спорных вопросов это используется иностранными партнерами для игнорирования тех или иных предложений и инициатив Украины по другим направлениям. В свою очередь у украинского общества и экспертной среды возникает подозрение относительно низкого профессионального уровня тех или иных должностных лиц или об их нежелании решать задачи государственного значения.

6. Следует также учесть и перспективные риски военно-технического сотрудничества с США, а также Германией, Францией, Италией, Израилем и др. Есть примеры, когда эти страны накладывают ограничения на экспорт совместно произведенной продукции, или продукции с компонентами, узлами и агрегатами, произведенными в этих странах. В основном, по политическим или экономическим соображениям, чтобы минимизировать риски конкуренции на тех или иных рынках. С такими случаями Украины уже также сталкивалась.

7. Важное значение для укрепления оборонно-промышленного и, как следствие, военного потенциала Украины может иметь расширение сотрудничества с Китаем. Украинские оборонные предприятия - как частные, так и государственные - реализуют ряд высокотехнологичных проектов для армии КНР (кораблестроение, гидроакустика, двигателе- и самолетостроение, авиационные радары). Однако нет ни одного совместного проекта в интересах ВС Украины, кроме попыток договориться о приобретении боеприпасов или артиллерийского вооружения морского назначения.

8. Также не в полной мере использован потенциал работы с Польшей, которая является важным по духу союзником Украины в противодействии российской стратегии доминирования. Позиция Польши намного лояльнее к Украине в отличие от ряда стран Восточной Европы. Недостаток успешных проектов с Польшей может породить разочарование в продуктивности сотрудничества с Украиной в этой сфере. Энтузиазм тех, кто был лоббистами таких совместных проектов, медленно испаряется. Об этом уже говорят представители отдельных польских компаний. Зато польская сторона в последнее время сделала ставку на привлечение молодежи и украинских разработчиков к реализации военно-технических проектов в Польше, учитывая собственные финансовые возможности и потребности разрабатывать и реализовать новые решения в интересах обороноспособности Польши.
Вслед за Польшей также следует пересмотреть формы и методы работы с Турцией, которая сейчас проводит активную политику по расширению военно-технического сотрудничества и рынков сбыта собственной оборонной продукции.

9. Формирование продуктивной основы для взаимодействия с США, с европейскими странами и другими потенциальными партнерами Украины в оборонной отрасли, устранения политических, организационных, бюрократических и других препятствий может дать положительные результаты в виде проектов, которые можно применить в интересах усиления возможностей Вооруженных Сил Украины, разве что в долгосрочной перспективе.
Поэтому в течение трех-пяти ближайших лет укрепление обороноспособности и повышение возможностей войска будет, главным образом, основываться на собственных возможностях государства. При этом есть риск «провала» в решении задач качественного перевооружения армии, и в этом смысле наиболее сложными будут 2017 и 2018 годы. Ведь ключевые отечественные оборонные проекты - при наличии достаточных финансовых возможностей - выйдут на массовое серийное производство в лучшем случае, начиная с 2018 -2020 гг. К этому времени оперативные потребности войска будут удовлетворяться за счет восстановления, ремонта и модернизации отдельных образцов. Однако запасы старой техники практически исчерпаны, как и запасы ключевых запчастей для их ремонта. А потребности ВС Украины, учитывая большую численность личного состава и необходимость формирования резервов, существенно выросли.

10. В 2017 г. Украина увеличила расходы на оборону. По нашим оценкам, расходы Украины на оборону и на перевооружение войска должны стать главным инвестиционным планом государства. Эти деньги должны дать заметный результат. Но финансовые ресурсы не являются достаточными для быстрого перевооружения.
Справка: ГОЗ в объеме 6 млрд. грн. и 3 млрд. грн. госгарантий лишь частично удовлетворяют потребности войска по его оснащение новыми и модернизированными образцами. Как пример - только для переоснащения одной бригады современными системами связи нужно 1 млрд. грн. При том, что сейчас у нас более 20 механизированных, аэромобильных и танковых бригад.
При ограниченных финансовых ресурсах на первый план выходит их рациональное использование с четко определенными приоритетами, с неуклонным и прозрачным форматом взаимоотношений государственных и частных оборонных предприятий, иностранных компаний, которые будут участвовать в решении задач перевооружения украинской армии, органов государственного управления, экспертной среды и общества. Фактически речь идет о соблюдении правил четырех «П»: приоритеты, последовательность, прозрачность и публичность.
Планы перевооружения должны быть открытыми и поддержанными обществом. Секретность угрожает безопасности, если на самом деле заявления об усилении обороноспособности не подкреплены реальными возможностями. Именно поэтому информационно-консалтинговая компания Defense Express выступает за профессиональный, регулярный и активный диалог по военной, военно-технической и оборонно-промышленного сотрудничества. Роль журналистов и экспертной среды снова становится чрезвычайно важной. Поскольку нужно формировать информационное поле, которое заставит властные структуры активнее работать над исправлением ошибок прошлого. И обезопасит от новых.

Previous post Next post
Up