Турку. Forum Marinum. Часть пять...

Apr 09, 2013 18:50

Часть раз см. http://u-96.livejournal.com/3019639.html#comments
Часть два см. http://u-96.livejournal.com/3020530.html#comments
Часть три см. http://u-96.livejournal.com/3020975.html#comments
Часть четыре см. http://u-96.livejournal.com/3021667.html#comments
---
Покидаем стены бывшего портового склада, выходим под огороженный навес.

Вот, вот он, финский породистый скакун итальянских кровей - Moottoritorpedovene Taisto 3 (Tyrsky)!..



Что в переводе на человеческий язык означает "третий торпедный катер типа "Тайсто" под названием "Турску" (Пенный барашек на гребне волны)". :)



Просто красавец, не правда ли?.. Изящный, стремительный, хищный. И чуть-чуть побитый жизнью... ;)



К началу Второй мировой в составе единственной финской флотилии торпедных катеров, которой командовал кап-лей Пеуранхеймо, насчитывалась лишь полудюжина уже изрядно изношенных катеров с деревянными корпусами, что на фоне почти сотни единиц аналогичного класса в составе КБФ не смотрелось ни разу. Посему, с началом войны финны пытались надыбать торпедоносцы где только можно. Когда можно было купить у союзников - покупали, когда можно было украсть у врагов - крали. Когда не получалось купить или украсть, приходилось строить самим. Именно так к началу 1943-го финское морское командование дошло до мысли забубенить в Турку серию самоновейших ТКА собственного изготовления.

Сперва мечтали о катерах с металлическими корпусами, но не выгорело. Пришлось вернуться к дереву, а заодно - и к передовому опыту торпедокатеростроения стран-союзниц, дабы, по выражению уже нам известного Пеуранхеймо, "не изобретать велосипед".



Собственно, выбирать финнам пришлось между двумя образцами - германским Schnellboot и итальянским Motoscafo Anti Sommergibite типа Baglietto 500.



После знакомства с присланными спецификациями, на "немце" поставили крест. По мнению главного конструктора верфи в Турку Ярла Линдблома "шнелльбот" был слишком большим, слишком тихоходным и слишком дорогим. "Итальянец" Линдблому показался куда более симпатичным и подходящим для действий в лабиринте финских шхер, потому в Италию ушёл запрос на полный комплект чертежей MAS-а. В Турку ждали, что получат материалы на самую новейшую 4-ю серию итальянских Baglietto 500, но макаронники пожадничали и отправили в Турку кальки 1-й серии. Дарёному коню, как известно, в зубы не смотрят. Пришлось финнам в 1943-м конструировать свои Moottoritorpedovene на основе итальянских идей образца 1936 года, предварительно потратившись ещё и на итальянскую лицензию. И, в общем-то, получился довольно неплохой проект, который назвали Taisto.

По мореходности и вооружению он заметно превосходил основу советских "москитных" сил на Балтике - ТКА типа Г-5.



При этом не уступал по этим показателям более крупному советскому ТКА типа Д-3.



Мало того. До появления на вооружении у "Дэшек" ленд-лизовских "кольт-браунингов" с "эрликонами", Taisto со своим 20-мм "Мадсеном" превосходил по вооружению и "Дэшки".



Единственной ахиллесовой пятой проекта Taisto, по мнению самих финнов, было полная неприспособленность новых ТКА к действиям в ледовых условиях. Впрочем, Г-5 к плаванию во льдах годился ещё меньше...



ТТХ финских ТКА проекта Taisto.
"Длина 17,8 м
Ширина 4,7 м
Глубина 1,5 м
Водоизмещение 22 т

Экипаж 11 человек

Главные двигатели 2 х 1150 л.с. Isotta Fraschini ASM 183 AD
Крейсерские двигатели 2 х 65 л.с. Olympia позже Ford
Скорость около 48 узлов

Вооружение во время войны:
2 х 45 см торпеды или 2 мины
20-мм - Madsen пушка
4 глубинные бомбы

Вооружение после войны:
зенитная 40-мм установка Bofors и
20-мм - Madsen
2 х 12,7-мм пулемет Breda
2-6 глубинных бомб"
http://www.forum-marinum.fi/ru/nayttelyt-ja-museoalukset/museolaivat/moottoritorpedovene-taisto-3-tyrsky



Всего по проекту Taisto фирма “Tурун Веневейстяме" в Турку построила восемь ТКА. Шесть - в 1943-м и ещё парочку - уже после окончания войны. Начиная с 1944-го имена собственные в названии катеров были заменены на буквенно-цыфровые обозначения, т.е. Т-1, Т-2 и ТыДы. Наш герой - Tyrsky, соответственно, превратился в Т-3.



Первая шестёрка ТКА закончила цикл ввода катеров в строй и подготовки экипажей к началу 1944-го. После чего была включена в состав первого дивизиона (командир - кап-лей резерва Лехтонен) первой флотилии (командир - кап-три Перхонен) ТКА. С окончание весеннего ледохода, первый дивизион был брошен в бой, но особых подвигов как-то не насовершал. Правда, финны считают иначе:
"Катера типа Таисто были в использовании в 1943-1944 годах в восточной части Финского залива, где они атаковали советский спецтранспорт [??? - u_96 Инкассаторов что ли?!..]. Катера потопили несколько барж и буксиров." (с)

По моим же сведениям боевая деятельность дивизиона свелась к нескольким безрезультатным выходам на перехват неких виртуальных "русских конвоев", дозорной службе и эпизодическим обстрелам занятого советскими войсками побережья из автоматических пушек. Так финны "развлекались", пока не нарвались...

21 июня 1944-го головной катер серии Т-1 (бывший Tarmo) угодил под авианалёт сталинских соколов, был обстрелян, загорелся и взорвался к ибеням. После этого ЧП весь остальной дивизион ушёл в Турку и оттуда носа не высовывал до самой осени. А осенью, прижатая к ногтю РККА, Финляндия была вынуждена пойти на перемирие с СССР. Мало того - осенью 1944-го финны учинили Lapin sota, т.е. Лапландскую войну - боевые действия против бывшего союзника - Германии.

В результате всего этого цирка 15 сентября 1944-го первый дивизион первой флотилии финских ТКА обрушился на фрицевские десантные силы у Суурсаари. При этом Т-5 (бывший Tuisku) лейтенанта Оваскайнена отправил на дно катерный тральщик P-29 и буксир "Пернау", а Т-3 под командованием Йоуко Пирхонена знатно изрешетил из "Мадсена" два другие катерные тральщика немцев...



После 1945-го и спуска на воду последних двух катеров серии, торпедные аппараты с Taisto сняли, а названия заменили на Taisto-1, Taisto-2 и т.д. по Taisto-8 включительно. Таким образом наш Т-3 стал называться Taisto-3 и, вместе с систершипами, оказался переквалифицирован в сторожевые катера.



В 1964-м, после очередного освидетельствования корпусов и механизмов ТКА, показавшем их полную убитость, катера типа Taisto были выведены из состава ВМС и проданы в частные руки или на слом. Единственным исключением стал Taisto-3, с которого сняли все механизмы, оборудование и вооружение, а корпус подняли на берег и законсервировали в ожидании превращения посудины в музейный экспонат.



Там и стоял долгие годы под брезентом деревянный остов бывшего "Пенного барашка". Так-зять, медленно в своё удовольствие сгнивая. Пока на него, совершенно забытого, вдруг не наткнулись в начале 2000-х.



Вообще, к тому моменту Tyrsky, он же Т-3, он же Taisto-3, проще было построить заново, чем восстановить, но финнам, что называется, вожжа попала под юбку... По всей Suomi был организован сбор средств на реставрацию торпедного катера. В 2004-м то, что ещё осталось от Tyrsky, доставили в родной для катера Турку. Установили на кильблоки под навесом у Forum Marinum и приступили к работе. В планах было доведение останков катера до состояния, соответствующего внешнему виду ТКА осени 1944-го.

Очень большую помощь людьми оказали ВМС. Деньгами и чертежами поделился Военный музей, на баланс которого ТКА и подвесили, оставив за Forum Marinum ответственность за сохранность катера. В 2008-м реставрация закончилась и помолодевший Tyrsky был предъявлен публике. С тех пор ТКА остаётся всё там же - под навесом Forum Marinum.



Техническое состояние катера - удовлетворительное, т.к. два года назад в русле общих сокращений госзатрат была подрезана статья и на содержание "Барашка". С тех пор для посетителей Forum Marinum оказался закрытым и доступ на палубу катера...



Вот такая длинная история маленького деревянного кораблика.

Продолжение следует.

флот, Турку, автоездания

Previous post Next post
Up