Будни подводной войны - 12. Самый несчастный тюлень на свете...

Oct 23, 2010 22:59

В качестве вступления:

HMS Seal - британский подводный минный заградитель типа Grampus. Вошёл в строй 21.07.1936.

Водоизмещение надводное - 1520/1810 т, подводное - 2157 т; 89,3x7,8x5,1 м; 2 диз./2 ЭД, 3300/1630 л.с., 15,8/8,8 узл., 120 т соляра, 5880 (9,3)/64 (4) миль. Эк. 59 чел. 6-533-мм ТА (6 носовых - 12 торпед), 1x1-102-мм/40, 50 мин.

***

29 апреля 1940-го Seal вышел в поход с задачей установить 50 мин в районе шведского Гётеборга. Немецкие противолодочные рубежи удалось преодолеть с большим трудом, 3 мая лодку обнаружила и бомбила авиация, был поврежден прочный корпус. Тем не менее, командир субмарины лейтенант-коммандер Руперт П. Лонсдейл решил продолжить операцию. В ранние часы 4 мая Seal провел постановку и лег на курс возвращения. Но вскоре его обнаружили корабли 12-й флотилии охотников. Преследование продолжалось восемь часов, но не принесло результатов.

Однако обстоятельства сложились против англичан. В 18:00 под днищем Seal раздался взрыв мины, лодка стремительно провалилась вниз и легла на дно. В течение шести часов подводники энергично боролись за свою жизнь и заставили субмарину подняться на поверхность. Положение не сулило ничего хорошего: прочный корпус пробит, лишь один дизель в исправном состоянии, а до родных берегов - почти 500 миль. В создавшихся условиях Лонсдейл видел единственный шанс в попытке достичь шведского берега. Передав сообщение в Адмиралтейство, Seal медленно двинулся на восток.

В 00:59 с аэродрома Ольборг на противолодочное патрулирование вылетела пара гидросамолетов "Арадо-196" 5-й эскадрильи 196-й группы с бортовыми номерами 6W+IN (пилот - унтер-офицер Бёттхер, наблюдатель - лейтенант Меренс) и 6W+EN (пилот - унтер-офицер Закриц, наблюдатель - лейтенант Шмидт). Немцы уже уяснили, что лучшее время охоты - на рассвете, когда неприятельские подлодки завершают зарядку аккумуляторов, не спеша уйти под воду на долгий световой день. Летя на пятидесятиметровой высоте, "арадо" осматривали северную часть Каттегата. Около 01:30 Гюнтер Меренс заметил справа небольшую тень. Когда самолет развернулся и снизился, сомнений не осталось - это рубка подводной лодки. Торчавший из воды нос и погруженная корма свидетельствовали о повреждениях. Сигнальным фонарем Меренс передал приказ остановиться и запросил принадлежность субмарины.

Находившийся на мостике Seal Лонсдейл приказал сигнальщику передать что-нибудь неразборчивое, стараясь выиграть время и успеть укрыться в шведских территориальных водах, но Меренс разгадал его маневр. "Арадо" набрал высоту, чтобы послать радиограмму в штаб, и пошел на боевой заход. Первая 50 кг бомба упала в тридцати метрах от лодки, не нанеся ей повреждений, вторая - также мимо. Затем немцы выпустили несколько очередей из бортовых пулеметов по рубке и корпусу. Лонсдейл бросился к установленному в кормовой части мостика спаренному "Льюису" и открыл ответный огонь. В поединок включилась машина Карла Шмидта. Одна из сброшенных ей бомб разорвалась у борта Seal. В машинное отделение снова стала поступать вода, последний работоспособный дизель вышел из строя. Послав в эфир сигнал "SOS", подводная лодка неподвижно закачалась на волнах. Изумленные немцы видели, что находившийся на ее мостике офицер вытащил белый платок и начал им размахивать.

Впоследствии лейтенант-коммандер Лонсдейл оправдывал свой поступок ответственностью за жизни шестидесяти членов экипажа и тем обстоятельством, что корабль фактически был мертв. Самолеты продолжали в недоумении кружить над лодкой. Два маленьких "арадо" взяли в плен 1520-тонную субмарину - такого еще не бывало! Как пишет немецкий историк Кайюс Беккер, Меренс предположил, что этому никто не поверит, и решил предоставить доказательства. Гидроплан приводнился рядом с лодкой, и лейтенант приказал ее командиру подняться в кабину. Лонгсдейлу пришлось снимать ботинки и перебираться вплавь. Англичанин пытался заявить, что его корабль находится в шведских водах, но немцы от него просто отмахнулись. Вслед за командиром такой же унизительной процедуре подвергся боцман Seal-а петти-офицер Каузинс.

Самолеты взлетели и взяли курс на Ольборг. В нескольких милях был встречен охотник "Uj 128" капитан-лейтенанта Ланга, которому передали координаты субмарины. Этот корабль снял с нее экипаж, взял на буксир и привел во Фредериксхафен (немецкий видеоролик, посвящённый сему достопамятному событию, см. тут http://www.splashvision.com/Video/5899_Captured-British-Submarine-is-Converted-to-a-U-boat-(1940).html).

Вот таким образом HMS Seal и стал тем единственным, неповторимым и уникальнейшим британским боевым кораблём, который во время Второй мировой умудрился сдаться противнику...

Впрочем, на капитуляции карьера минзага вовсе не кончилась. Немцы как могли подлатали лодку и ввели в состав своего флота под индексом UB. Командиром "пленника" стал фрегатенкапитана Bruno Mahn. Впрочем, чему быть - того не миновать. 3.5.1945 Экс-Seal ушёл-таки под воду навсегда...
http://en.wikipedia.org/wiki/HMS_Seal_(N37)

Фотоприложение:































будни подводной войны

Previous post Next post
Up