...
На последнюю фотозагадку:
На фотографии - взорванный в 41-м в Тобруке «Сан-Джорджо» (San Giorgio), один из двух самых больших и мощных броненосных крейсеров итальянского Regina Marina времён Первой мировой.
Хоть и прошедший в 1937-1938 гг модернизацию, корабль к началу Второй мировой считался уже совершенно устаревшим. По этой причине крейсер на протяжении всей своей недолгой карьеры в новой войне использовался исключительно в роли плавбатареи, стоявшей на мёртвом якоре в порту Тобрука.
Об обстоятельствах гибели 22.1.1941 "Сан-Джорджио" существует куча версий, мешок слухов и ещё две канистры анекдотов. Посему, дабы лишний раз не наводить тень на плетень, приведу самую героическую версию, почерпнутую из классической работы итальянского кап-два Марка Антония Брагадина The Italian Navy in World War II:
"...Быстрое окружение Бардии и Тобрука поставило вопрос о снабжении войск, находившихся там. Это могли сделать подводные лодки. Они прибывали в сумерках, разгружались и на рассвете выходили обратно в море. В этой работе им помогали маленькие бронированные суда из Бенгази, которые, благодаря своей незаметносги, имели некоторые шансы проскочить мимо англичан.
Используя орудия, снятые с итальянских эсминцев, потопленных в гавани Тобрука, флот создал несколько береговых батарей, укрепивших оборону Бардин. В Тобруке находился "Сан Джордхио", Этот старый броненосный крейсер стоял на якоре в порту и использовался исключительно как плавучая батарея. Хотя корабль впервые участвовал в бою еще в итало-турецкой войне в 1911 году, он оказался весьма эффективным в новой роли. Его палуба была закрыта мешками с песком, вокруг были поставлены противоторпедные сети. Экипаж корабля находился на боевых постах практически круглосуточно, "Сан Джорджио" отбил за семь месяцев огромное количество атак Королевских ВВС, использовавших буквально все имеющиеся типы самолетов. Живучесть старого крейсера была просто поразительной, и вскоре он стал легендой даже для врагов.
Когда Тобрук должен был пасть, экипаж решил вывести корабль из гавани, предпочитая погибнуть, сражаясь в море, а не уничтожать корабль на якорной стоянке. Супермарина ответила согласием, но итальянское Верховное Командование решило, что вклад "Сан Джорджио" в оборону Тобрука настолько велик, что нельзя начинать подготовку к выходу, так как это ослабит оборону крепости. Все понимали, что уход корабля подорвет дух солдат на берегу. Поэтому "Сан Джорджио" приказали оставаться в Тобруке и оказывать поддержку войскам как можно дольше. Затем экипажу следовало затопить корабль.
Тем временем, береговые батареи тоже готовились отражать наступление с суши. Вместе с орудиями "Сан Джорджио" они оказались самым эффективным средством противодействия англичанам. Однако, днем 21 января морская база была окружена, и был потерян контакт с итальянскими сухопутными силами. На закате вражеская артиллерия, подойдя вплотную, начала обстрел "Сан Джорджио". "Чудо" подошло к концу. Ночью экипаж в полном порядке высадился на берег, на борту остались только командир и несколько специалистов, чтобы подготовить уничтожение корабля. Этой же ночью все сооружения и оборудование Тобрука были полностью уничтожены. Несколько маленьких суденышек попытались проскочить сквозь линию блокады британских судов. Большинству это удалось.
22 января в 5.00 "Сан Джорджио" встретил свой конец - он был взорван собственным экипажем. Чтобы удостовериться, что подрывные заряды сработают, офицер и торпедист пожертвовали своими жизнями. Командир корабля, капитан 2 ранга Пульезе тоже остался на борту, но был спасен, хотя и получил тяжелые ранения. В 8.30 было сломлено последнее сопротивление моряков в Тобруке, и морскую базу заняли англичане..." (с)
P.S. Иду открывать комменты к фотозагадке, дабы каждый мог восхититься прозорливости отдельных камрадов. :)