ОПК. "Наступило время контрудара" или "кот в мешке"

Jan 02, 2009 17:34

В качестве эпиграфа:
"Весна 2007-го выдалась трудным временем для защитников курса «Основы православной культуры» в школе. После появления учебника Чубарьяна-Бонгард-Левина по истории мировых религий, наполненного бесполезным абстрактным теоретизированием, после выступлений Себенцова, Барщевского, Одинцова против ОПК, после людоедской попытки «вырубить» региональный компонент в российском образовании, а значит, лишить детей ОПК, наступило время контрудара."
/Официальный сайт движения "Народный Собор"/

Преамбула.
Нуте-с, камрады, проведём маленький опросик?

1. Что вы знаете о екклессии и евхаристии?
2. День какого иудейского праздника считается днём рождения христианской Церкви?
3. Какие виды иноческой жизни вы знаете?
4. Кто такие Отцы Церкви?
5. Кратко сформулируйте суть учения об особой роли римского епископа в жизни Церкви.
6. Объясните термины: "автокефальная церковь", "патриархат", "митрополия", "диоцез".
7. Какие важнейшие православные догматы вы знаете?
8. Перечислите 6 наиболее известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы.
9. Какие православные праздники называются двунадесятыми? Расскажите о каждом из них.
10. Перечислите православные таинства. В чём суть каждого из них?
11. Какие круги богослужений вы знаете?
12. На какие части делится Божественная литургия? Расскажите об их содержании.
13. Существует точка зрения, согласно которой язычество имеет определённые преимущества перед христианством: оно народное, весёлое, понятное простым людям. Попытайтесь возразить сторонникам такого взгляда.
14. Какую роль, по вашему мнению, сыграли святые и святость в истории Древней Руси?
15. Русский философ Г.П. Федотов считал, что в лице преподобного Феодосия Русь нашла свой идеал святого. Что позволило мыслителю сделать такой вывод?
16. Почему праздник Покрова Богородицы и церковь Покрова на Нерли полюбились русскому народу?
17. В чём высшее предназначение художника? Поразмышляйте на примере рублёвской "Троицы" и "Видения отроку Варфоломею" М.В. Нестерова.
18. Как вы думаете, почему Нил Сорский был канонизирован именно в начале XX в.?
19. Какие основные направления в старообрядчестве вы знаете?
20. Кто такие старцы? Постарайтесь объяснить смысл старчества, его значение для простых веруюющих.
21. Можете ли вы объяснить, в чём состоит цель христианской жизни?
22. Что вы думаете о "покаянном" заявлении патриарха Тихона?
23. Каковы главные итоги работы юбилейного Архирейского собора 2000г.?
24. Какими были главные итоги Карловацкого собора?
25. Что такое адвент?
26. На каких убеждениях основывались в своей деятельности анабаптисты? Почему они подвергались гонениям даже со стороны протестантов? Чем от них отличаются меннониты?
27. В чём вы видите внутренний смысл "пяти столпов" ислама?
28. Как, по вашему мнению, должен отражаться в жизни верующих принцип, согласно которому Тору получили все евреи во всех последующих поколениях?
29. В чём состояли основные различия между течениями в иудаизме в эпоху Второго храма?
30. Назовите главные источники буддийского вероучения.
31. Какова структура буддийских общин в современной России?

Со всем справились? - ай, молодца! А если честно? Вот то-то.

Я тоже не все вопросы без допподготовки смог осилить. А ведь я, видимо, про историю религий знаю всё ж-таки малёк поболе среднего тинейджера...

К чему я это? А вот к чему.

Амбула.
Вышеприведённый список наобум надёрган из раздела "Вопросы и задания" следующей книги - История религий: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.П. Сахарова. - 2-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008. - 329 с.



...То есть из той самой книги, которая в качестве учебного пособия вельми превозносится тем же православно-аналитическим сайтом ПРАВАЯ.Ru (последнему удивляться не приходится, т.к. в отличие от насквозь светского учебника Чубарьяна и Ко, учебное пособие им. Сахарова А.Н. - членкора РАН, директора всея белыя-малыя-и протчая иститута российской истории РАН, и ТыДы и ТыПы, "писан в стиле духовном и православном". Что, как мне кажется, вполне заметно и по процитированным из пособия контрольным вопросам).

...Из той самой книги, которая по духу вынесеной в эпиграф цитаты и является составляющей какого-то там "контрудара" (хорошо ещё не "газовой атаки", "торпедного веера" и "вертикального охвата" - стремление воспользоваться звонкими военными терминами может завести профанов в такие выси горние, что их оттуда и Моисей за 40 лет не выведет) по супротивникам преподавания в школе ОПК.

...Из той самой книги, которая по смыслу высказываний "Народного собора" и "православно-аналитического" сайта даст 100 очков вперёд учебнику Чубарьяна. И уж конечно, в отличие от чубарьяновской, не страдает от наполненности "бесполезным абстрактным теоретизированием"! Мда... Не буду особо придираться к "абстрактному теоретизированию" в адрес Чубарьяна, хотя сахаровские формулировки приведённых выше заданий № 13, 14, 16 в части "Почему праздник Покрова Богородицы полюбился русскому народу?", 21, на мой взгляд, тоже не блистают чеканной конкретикой...

...Из той самой книги, которая сейчас в 80% из 100 и идёт в школы вместо учебника Чубарьяна.

А теперь вернёмся к вопросам преамбулы.

Во-первых, тематическое соотношение "надёрганных" мной вопросов хорошо демонстрирует соотношение того места, которое в учебном пособии Сахарова отводится под историю православия и под историю других религий.

Во-вторых, то, что в моём списке только один вопрос (№13) касается язычества, это не случайность. У Сахарова вы вообще не найдёте отдельных глав, посвящённых истории язычества на Руси, а равно и вообще истории язычества. На всю историю/быт/обряды языческой Руси из 329-страничного издания уделена всего одна (!) страница. Да и то - с учётом иллюстрации "Языческий идол славян", демонстрирующей знаменитый Збручский идол. Демонстрирующей, кста, без каких-либо пояснений...

В-третьих, по совокупности сказанного, учебное пособие Сахарова хорошо ложится в курс "Основы православной культуры" и совсем не ложится в "Историю религий". Зато в последнюю хорошо вписывается пособие Чубарьяна. Но идёт в школы в основном Сахаров. Под лейблом "История религий". Как вам такой "кот в мешке"? И как после этого быть с высказываниями отдельных представителей РПЦ и департамента образования о том, что "Основы православной культуры" ни в коем случае не будут подменять "Историю религий"?..

Решили вводить ОПК - вводите. Решили вводить "Историю религий" - валяйте. Но зачем на клетке со слоном вешать табличку "утконос"? Или расчёт на то, что у нас в стране слона, как обычно, не заметят?

Впрочем, как я подозреваю, впереди нас поджидает ещё более весёлый экшен.

Зная тенденцию нашего современного образования, несмотря на перманентные вопли о жуткой перегрузке детей учебным материалом, превращать факультативы в полноценные учебные курсы (отнимая на это часы у физики, химии и т.д.), а последние гуртом гнать под ярмо ЕГЭ, смело прогнозирую для старшей школы в обозримом будущем обязательные единые государственные экзамены по "Основам православной культуры". А равно - и по "Истории религий".

Вот тут-то мы и повеселимся на всю катушку...
Previous post Next post
Up