Mar 17, 2009 00:50
Новая аристократия
Администрация президента сформулировала предложения к саммиту G20 в Лондоне. Среди прочего там предлагается вернуться к обсуждению создания международной комиссии авторитетных независимых экспертов ("финансовых гуру"). Идея типично медведевская, не путинская, но я не об этом, а о самой проблеме экспертных элит, которая, кажется, не имеет решения.
В самом деле, кому следует доверить право контроля в экономике и политике: узкому кругу посвященных, что именуют себя экспертным сообществом или народу, т.е. дилетантам?
Фактически все уважающие себя демократии давным-давно превратились в аристократии с замкнутыми политико-экономическими элитами, хотя государственные ньюсмейкеры по понятным причинам и не распространяются на этот счет. Период, когда у власти могли оказаться люди случайные, то есть не выходцы из управленческих элит, случился на нашей памяти лишь однажды - на рубеже 80-90-х и только в Восточной Европе. Именно поэтому нам теперь заметно то, что тяжело заметить привыкшим к западным реалиям людям.
Впрочем, период демократической вольницы закончился, и в России давно идут те же процессы, что и везде. Молодежная политика Кремля и молодежная политика оппозиции - тому подтверждение. "Идущие вместе" - это 2000 год. Дальше формирование политэлиты поставили на поток. Все произошло очень быстро. "Гламурная кремлядь" - это всего-навсего 2006 год. Есть уже и первый урожай - молодежный десант в Думу (Рыков, Шлегель). С другой стороны политического поля то же самое - Яшин, Маша Гайдар.
Элитарность передается либо по наследству, либо через устоявшийся список образовательных учреждений, через обязательную огранку политтехнологами, чей список тоже со временем стабилизируется. Активно формируются амплуа. Мальчики гарвардские и мальчики селигерские, эроткачихи (например, Сара Пэйлин и Маша Сергеева). Все они вращаются примерно в одном тусовочном круге, поэтому вполне вероятно, что лет через 30 дети Маши Гайдар и Маши Сергеевой будут возглавлять конкурирующие, а то и союзные молодежные движения. То же самое происходит с телевидением, кино и эстрадой. Скорее всего, эти элиты сольются с политической, и связки типа Нарусова - Собчак станут обычными. Тогда дети Тина Канделаки будут сидеть в парламенте, а отпрыски нынешних парламентариев могут оказаться популярными телеведущими.
Государство уже не скрывает своего намерения оформить фактически управленческое сословие - именно в этом смысле следует понимать формирование "медвежьей сотни".
Я не знаю, стоит ли расстраиваться из-за того, что демократия оказалась столь уж неустойчивым образованием, тем более, что развитие гражданского общества и сытая жизнь позволяют не вспоминать о таких мелочах. Не знаю.