В вайнахском фольклоре есть поговорка, которая гласит: "Трудно быть чеченцем."
Каков ее смысл? Какова суть?
Потому, что быть чеченцем и называться им совершенно две разные вещи!
От колыбели до могилы, на протяжении всей жизни у чеченца, вайнаха много негласных обязательств, невыполнение которых влечет за собой клеймо опозорившего свою фамилию, род человека.
В этом посте я попытаюсь рассказать о трудностях, которые дают право быть чеченцем.
Фотография: примирение кровников. Источник: iles-tataev.com
-
Обязанность первая...
Забота о стариках.
С незапамятных времен старики это почти священные для вайнаха люди. На всех сходах, собраниях. вначале говорили старики, а потом все остальные. Чаще всего последнее слово в принятии того или иного решения оставалось за ними.
Поднятие руки на старшего или даже дерзость в его адрес жестоко карается по сей день.
Самый страшный позор на который может обречь себя человек это попытка отдать родителей в дом престарелых, почему именно попытка, а потому, что даже дальние родственники не оставят стариков в богадельне. Не приветствуется также и относительно отдаленное проживание, от престарелых родителей, пусть не под одной крышей, но в одном дворе с ними должен жить один из их сыновей. До сих пор с неодобрением и укоризной вспоминается случай, имевший место еще в 80-х, когда на утро или на второй день дети нашли уже остывший труп родителя.
Нередки случаи когда продавались дома, ценности и вырученные деньги тратили на лечение страдающего практически неизлечимым недугом родителя. Чтобы не остался "дагахь балам" - осадок что чего-то мог но не сделал.
Когда население Чечни, из-за войны и лишений, массово эмигрировала в Европу, в чеченском обществе возникло явление под названием "младший сын" (единственный сын, младший брат), когда молодой человек не мог уехать заграницу в поисках лучшей доли по простой причине - престарелые или больные родители, о которых он должен был заботиться.
Обязанность вторая.
Похороны.
Когда у гениального чеченского поэта Апти Бисутанова спросили, что осталось связывает современных чеченцев с их предками, он без промедления ответил: "самое главное это "стаг д1аверзор".
Что в переводе означает "похороны".
Порою, даже на самой ответственной и важной работе, может позвонить телефон и человек бросает работу, оставляет свое рабочее место, не отпрашиваясь у руководителя, а просто информируя его о своем уходе. Бывали моменты когда шеф не отпускал подчиненного на похороны и подчиненный, прямым текстом посылал начальника вместе с работой и отправлялся по зову родственного долга. Отправлялся с легким сердцем, потому, что прекрасно отдает отчет, случись с ним что, соберется многочисленная родня, придет на выручку и окажет его семье посильную помощь.
На похороны, начиная с момента смерти и в течении последующих трех дней похорон, съезжаются родственники по отцу и по матери умершего, и согласно полу и возрасту выполняют свои обязанности: старики и члены семьи принимают соболезнования, женщины готовят, молодые режут скотину, варят мясо, организовывают питание для исполняющих обряд зикр мюридов.
Все выполняется четко и безропотно.
Даже могилу для покойника копают на кладбище не могильщики, а родственники, которым нередко помогают набожные односельчане.
Взаимовыручка в таком виде сводит к минимуму затраты на похороны, которые иногда и не превышают и 100 тысяч рублей.
На похоронах близкого родственника принято неотлучно находится все три дня похорон, оказывать посильную помощь, как финансовую так и физическую.
Даже вдали от Родины родственные обязанности заменяются более глобальными, этническими обязанностями.
К примеру, у "европейских чеченцев" есть негласное правило: в случае смерти кого либо из вайнахов, все (вне зависимости от родственной или тейповой принадлежности) дают определенную сумму денег на отправку тела усопшего домой, для захоронения его на земле отцов. И если у работоспособного мужчины на тот момент не оказалось денег, он будет вынужден занять их где-нибудь, чтобы внести в общую кассу.Конечно, можно и не скидываться, но в этом случае если тебе понадобиться отправить кого-нибудь из своих, то помощи не жди. Такие прецеденты есть как минимум у диаспор Франции и Норвегии. Из этих стран, доводилось встречать груз 200 и принимающая сторона не несла никаких затрат за транспортировку.
Ulver 2012
продолжение следует...
Забрать к себе в: