Basilica di San Pietro - собор Святого Петра, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире, одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви вместимостью на 60000 сидяче-стоячих мест. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.
Так вот, этот самый собор Святого Петра снаружи был залит солнцем, а изнутри наполнен людской толчеёй и приглушённым шёпотом. Словно вокзал, с перрона которого провожали на родину знаменитого покойника. А ещё собор пах пылью и нафталином. Но впечатление, что снаружи, что изнутри производил, конечно.
Так убранство собора выглядело когда-то.
Так оно выглядит сейчас. В конце центрального нефа - сень (читай - "балдахин") над папским алтарём и могилой Св.Петра. Бронзу, кста, для двадцатидевятиметрового балдахина взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII конструкции, которые поддерживали крышу портика...
Далее - длинная цитата из Вики, т.к. самому мне сочинять историческую справку как всегда лениво. :)
"Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 году, в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 году папа Лев III короновал Карла императором Запада. В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.
Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.
Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики." (с)
Добавлю от себя ещё ТТХ собора. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра, статуя которого несёт свою службу в конце центрального нефа у последнего столба справа. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ступне). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала - «Врат смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Отак.
Краткая ремарка - чисто погыгыкать. Алтарь собора Святого Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство христианских храмов...
В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте всего 23 лет. Шустрый был паренёк, чего уж там. После того как микеланджелофобами была совершена попытка разбить статую, её защитили дуронепрошибаемым стеклом.
Внутри храма оказалось столько всего любопытного и требующего всестороннего разглядывания, что на ватиканские музеи и культовую Сикстинскую капеллу решено было с чистой совестью забить. Благо, в Риме не в последний раз...
Писать обо всём. чем понапихан и понабит собор - занятие неблагодарное. Всегда за строчками рассказа рискуешь оставить/забыть что-то интересное. Так что от описалова что краткого, что подробного воздержусь. Кто захочет, тот и без меня всю необходимую инфу раскопает. А я лишь предлагаю в благоговейной тишине "вокзала с покойником" вместе с нами полюбоваться на некоторые скромные фрагменты соборного декора...
Тот самый бронзовый Святой Пётр со своей чудодейственной ступнёй и табличкой "Kiss me!"
Тот самый мегабалдахин из потыренной античной бронзы.
Офигительнейший купол высотой 119 м. и диаметром 42 м.
И ТыДы, и ТыПы.
Святая Елена со Всеблагим, надо полагать, огнетушителем...
Не помню, кто это... Помню, что первой мыслью было, что скульптурная композиция называется "Дядь, это не вы пейлотку потеряли?"
Парадный спуск в знаменитые Ватиканские гроты, известнее которых только, пожалуй, каменоломни Аджимушкая.
Бродить по собору Святого Петра можно долго. Мы уложились часа в полтора,..
...А потом мы обнаружили, что есть маза забраться на крышу собора. Причём, подниматься ввысь можно двумя способами. Первый - скоростной и рассчитанный на тех, кто к Богу торопится шописец. Я про лифт, если кто не понял. Второй способ для тех, кто увлекается не только религией, но и ступенчато-созерцательным альпинизмом. Я про пожарную лестницу.
Не то, что б мы очень куда-то опаздывали... Но мы выбрали лифт. Уж очень интересно было прокатиться в компании с авантажнейшим лифтёром, который, должно быть, каждый день сшибает чаевые с самого панцерпапы. ;)
Первое, что мы увидели наверху, это была папская ванна. Замаскированная под поилку со святой водой.
Ээээ... Фабрика Святого Петра?! Даёшь перевыполнение плана по выпуску благодати?!..
Пространства на крыше храма хватит, чтобы устроить полномасштабный футбольный матч. Если, конечно, вас не задолбает всякий раз, как мячик улетит за трибуны, мотаться на 40 метров вниз, а потом обратно. Представили эту феерию? А теперь айда в центральный купол...
По пути туда чувствуешь себя то ли Бэтменом, то ли Карлсоном. То ли аистом, который на крыше, в то время как мир - на земле.
- Папа! Папа! Мы тут! Выгляни в окошко!..
Но Апостолький дворец, тварь такая, хранил высокомерное молчание.
Ну, и не очень-то и хотелось...
Какое небо голубое... Ну, спрашивается, чем не домик Равноапостольного Карлсона? Да ничем, собственно. Эх, такой креатив пропадает...
Всё. Зажмурьтесь. Сейчас будет...
...Купол! Мама дорогая, как же они это всё расписывали-то...
С идущего кольцом под куполом балкончика открываются совершенно изумительные секторы обстрела вниз. :)
"Педофилии - нет!" -, кагбэ говорит нам этот фрагмент мозаики.
Вообще, конечно, красиво.
10 минут на любование - и нас любезно просят вон. Места мало - желающих много.
Короткий взгляд наружу и дальше уже только ножками-ножками. На обзорную площадку, что чуть ниже вершины купола. По витой лестнице, спиралью карабкающейся между выпуклым внутренним перекрытием купола и выгнутой его же крышей. Условное название маршрута "Между желтком и скорлупой".
Дорога в небо закрыта. Сегодня у неба переучёт...
"Владимирский централ - ветер северный!.." (с)
Ещё немного, ещё чуть-чуть... "Я убью тебя, лодочник!" (с) Лицо Маришки нам кагбэ говорит, где она видела весь Ватикан и купол собора Святого Петра в частности. ;)
Неужели всё?! Вершина? Ипать...
А потом два шага и - бах! - мы над Ватиканом.
Ну, не настолько, конечно. Но всё-таки, всё-таки... Вид на площадь Святого Петра.
А теперь - чутка правее...
И снова - Piazza San Pietro. Насмотреться невозможно - такой вид! :)
Уф, насмотрелись. Теперь можно поглазеть и левее, там где торчит радиовышка с антеннами ватиканской радиостанции и приводным радиомаяком для вертолётов...
Таинственный Апостольский дворец.
Гламурный газончик и обычно скрытое от посторонних глаз здание курии - правительства Ватикана.
Слева от курии - персональный папский вокзал!
Курия крупным планом.
Турьё над пропастью во ржи.
Рим такой Рим. С высоты птичьего полёта...
...И мы красоты неописуемой. :D
Не, ну мы красивше - факт...
Что-таки характерно. Такие виды и нельзя ни материться, ни курить. Абыдна, да?.. Пришлось слезать в низы не солоно хлебавши.
Эх, какая красота необматерённой пропадает!..
15 минут спустя те же там же. Т.е. мы в соборе. Это, кстати, надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюартов. Ога, тех самых.
Делать нечего - гуляем дальше.
Глазеем то вверх,..
...То в бок. На самый пафосный в мире погост.
Тёзка, кста. Святой Андрей. :)
Папский катАлог...
Да будет в окна свет!..
"Всем, кому должен, я прощаю!" (с)
Крестоносец - вот те крест!
Мы уже практически направились к экзиту, но тут я набрёл на совершенно неприметную лестницу, спрятанную за колонной и ведущую вниз. Над ней что-то было начиркано по-латыни, но что конкретно из-за потёмок было не разобрать. С мыслью, а не найдётся ли там местечко, чтобы носик попудрить, мы стали спускаться. Вот правда - после ванны на крыше, чего б под собором не сыскаться туалету?.. ;D