Италия. День шестой. Бешеной собаке семь вёрст не крюк!.. Часть 2.

Oct 16, 2012 12:54

...В 11:07 машина Лэнгдона мчалась вдоль Тибра по набережной Тор ди Нона. Американец уже видел сквозь темноту конечный пункт этой гонки. Впереди и чуть справа возвышалось громадное, похожее на гору сооружение.

Castel Sant Angelo - замок Святого ангела.

Неожиданно, без всякого указателя, перед ним возник поворот на мост Ангелов. Лэнгдон ударил по тормозам и резко бросил машину вправо. В поворот он вписался, но мост оказался закрытым. Машина проскользила юзом с десяток футов и остановилась, столкнувшись с одной из блокирующих путь невысоких цементных тумб. Остановка была настолько резкой, что Лэнгдон ударился грудью о руль. Он совсем забыл, что мост Ангелов в целях сохранности был полностью отдан в распоряжение пешеходов.

Оправившись от удара, Лэнгдон заковылял прочь от разбитой машины, сожалея о том, что не избрал другой путь. Он страшно замерз, и всю дорогу от фонтана его била дрожь. Профессор накинул пиджак на мокрую рубашку, мысленно поблагодарив компанию «Харрис» за двойную фирменную подкладку. Лист из «Диаграммы» Галилея должен остаться сухим. Прямо перед ним, за мостом, закрывая полнеба, возвышалась каменная твердыня. Страдая от боли и ощущая неимоверную усталость во всем теле, Лэнгдон перешел на неровную, судорожную рысцу.

По обеим сторонам моста, словно белые часовые, стояли ангелы работы Бернини. Лэнгдону казалось, что посланцы небес указывают ему дорогу. «И ангелы чрез Рим тебе укажут путь…» По мере того как Лэнгдон приближался к замку, тот все больше и больше напоминал неприступную скалу. С близкого расстояния это сооружение казалось даже более величественным, чем собор Святого Петра. Собрав последние силы и не сводя глаз с массивной цитадели, на самой вершине которой стоял гигантский ангел с мечом в руках, Лэнгдон сделал бросок по направлению к бастиону.

В замке, казалось, никого не было. Лэнгдон знал, что Ватикан в течение многих веков использовал это сооружение как усыпальницу, крепость и убежище для пап во время осад, а также как узилище для врагов церкви. За свою длительную историю оно, видимо, знавало и других обитателей. Иллюминатов, например. И за этим ученый видел какой-то таинственный смысл. Хотя замок был собственностью Ватикана, церковь пользовалась им лишь время от времени, а Бернини в течение многих лет занимался его обновлением. Если верить слухам, в нем имелось множество секретных ходов и потайных комнат, а его стены и подземелья были пронизаны тайными коридорами и тоннелями. Лэнгдон не сомневался, что фигура ангела на крыше и окружающий крепость парк также были творениями Бернини.

Американец подбежал к чудовищно большим двустворчатым дверям замка и навалился на них всем телом. Двери, что, впрочем, было неудивительно, даже не шелохнулись. На уровне глаз Лэнгдон увидел два огромных железных дверных молотка. Но стучать он не стал, понимая, что это бесполезно. Ученый отошел от дверей и окинул взглядом всю наружную стену, которой за свою долгую историю приходилось выдерживать осады берберов, мавров и других язычников. Он начал опасаться, что шансов проникнуть в цитадель у него ничуть не больше чем у этих древних варваров.

«Виттория, - подумал Лэнгдон, - там ли ты?»

Здесь обязательно должен быть другой вход, решил он и двинулся вдоль стены.

Свернув за угол, он оказался на набережной Ангелов. Здесь стена была обращена на запад. На набережной напротив стены находилась небольшая парковка. Вскоре он увидел другой вход. Но и этот вход оказался недоступным, поскольку ведущий к нему подъемный мост находился в вертикальном положении. Лэнгдон снова поднял глаза на цитадель. Фасад замка освещался декоративной подсветкой, а все крошечные окна сооружения оставались черными. Лэнгдон посмотрел чуть выше и увидел балкон. Единственный во всей цитадели балкон выступал из стены центральной башни в сотне футов над землей, чуть ли не под тем самым местом, куда указывал меч ангела. Лэнгдону показалось, что мраморный парапет балкона озаряется каким-то слабым мерцающим светом, так, словно в комнате горит факел. Ученый замер, и его снова начала бить дрожь. Чья-то тень? Он напряженно ждал. Через некоторое время тень промелькнула снова, и его сердце забилось сильнее. В комнате кто-то есть!

- Виттория! - крикнул он, будучи не в силах сдержаться. Однако шум бурлящего за спиной Тибра заглушил его голос... (с)

Дальше главный герой денобраунских "Ангелов и демонов", как известно, играючи пробирается в Castel Sant'Angelo - замок Святого Ангела. Для меня эта часть романа всегда была едва ли не самой смешной. С точно такой же долей достоверности Браун мог бы написать, как профессор Лэнгдон в погоне за секретом Янтарной комнаты в полночь запросто забегает в запасники Эрмитажа. Ну, чисто шо б обсушиться после питерского дождя. ;D

Замок Святого Ангела, даже перестав играть роль "главного папского бомбоубежища", до сих пор охраняется будь здоров. Одних только камер видеонаблюдения я за время прогулки по замку насчитал штук сорок. Отак.

Впрочем, о замке стОит рассказывать по порядку.



"Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны - 84 м) был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа - император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.



Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой язвы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, - отсюда и произошло название замок Святого Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом пассетто, укрепленным коридором. Римские папы превратили его в настоящую крепость: Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим. В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное - бежал из тюрьмы. За всю историю замка это единственный человек, которому это удалось." (с)

Короче, Castel Sant'Angelo - одна из самых знаменитых достопримечательностей Рима. Неудивительно, что её образ стал столь популярен у художников...













...И у создателей компьютерных игр, кстати, тоже. :)

Что ж. На шестой день нашего прибывания в Италии мы с Маришкой подходили к знаменитому замку с некоторой ленцой. Жена рассказывала, что от туристов в замке обычно не протолкнуться и возможно придётся постолбенеть в очереди...



К счастью, опасения оказались напрасными. Очереди не было. Вообще.



Так что после покупки билетов мы под пристальными взглядами секьюрити (привет всепролазному Лэнгдону!) промаршировали во внутренний дворик замка почти в полном одиночестве. А вот и план фортеции.



Замок по сути представляет собой громадный донжон, как большая матрёшка напяленный на матрёшку поменьше - мавзолей Адриана. Между внешней стеной донжона и тем, что когда-то было мавзолеем, оставлено прилично пустого пространства, пересечь которое раньше можно было только по подъёмным мостикам. Убери их и доступ в "сердце" Castel Sant'Angelo извне становится просто невозможным. Но фортификаторам прошлого этого показалось мало. Донжон окружили ещё четвёркой мощных бастионов, соединённых крепостными стенами, образующими, в свою очередь, внутренний двор замка. Построенные "в форме сердца", бастионы получили имена четырёх евангелистов: Святого Луки, Святого Иоанна, Святого Марка и Святого Матфея.



Каждый из бастионов возводился с расчётом на круговую оборону в случае необходимости. Вокруг бастионов и крепостной стены выкопали ров, выходящий к Тибру. Ну и уж потом к замку пристроили Il Passetto, соединяющую замок с Ватиканом. Подробнее об этом сооружении я уже писал раньше http://u-96.livejournal.com/2751880.html#comments Мда, Карлу V в 1527-м нужно было быть очень упёртым мужиком, чтобы поверить в возможность захвата этого римского УРа за какие-то сраные 7 месяцев...

Во внутреннем замковом дворе - головы античных статуй, когда-то украшавших мавзолей Андриана... А позже использованных предприимчивыми защитниками замка во время осад в качестве метательных снарядов. ;)



Железные двери гаупвахты.



Двор, изгибаясь между крепостной стеной и основанием донжона, ведёт к лестнице наверх.



По пути заглядываю в приоткрытую дверь. Кирасы, морионы, барабаны...



Ощущение, что Cohors pedestris Helvetiorum a sacra custodia Pontificis - Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского папы экстренно убыла из замка буквально пять минут назад, так и не успев прихватить с собой весь штатный хабар.



По кирпичной лестнице поднимаемся на бастион Святого Марка. И снова ощущение даже не прикосновения, а погружения в историю. Вот-вот снаружи донесутся богохульные вопли сброда Карла V, а старина Бенвенуто Челлини бахнет из аркебуза с кличем "За Родину! За Сталина! За папу Клмента!"



















Вид наружу с верков бастиона чудесен. Да и сектора обстрела не подкачали...







Марика в роли швейцарского гвардейца. Пост сдал! Пост принял! :)



Дальше по стенам от бастиона к бастиону вокруг донжона.

























Наверху слева на стене донжона прыщом на ровном месте выступает военно-крепостной сортир. Точно такой же, как в турецкой Алании на боку "Красной башни" Kizilkule http://u-96.livejournal.com/1463082.html#comments :)










Бастион Святого Джованни.



Т.е. по-нашему - Святого Иоанна.



Жёрла крепостных орудий до сих порт на боевом дежурстве. Так. На всякий случай.













Между зубцов виден нижний орудийный ярус бастиона и гламурный такой гламурный мост Святого Ангела.



Бойница навесного боя. Это чтоб штурмующие, добежавшие до основания стены, не чувствовали себя совсем уж счастливыми...



Подсказка для сеньоров швейцарцев. Направо пойдёшь - бастион найдёшь. Налево - сортир!



Изнанка ворот с ныне уже отсутствующим подъёмным мостом.



Какой ракурс! Парни, картечью!.. Oops. Что-то я заговариваться стал.



Спуск с бастиона. Под стеной складирован каменный БК.



Очень пасторальный вид на мост из аркебузной амбразуры.



Бастион Святого Маттео.













Колодец, по которому из погребов поднимали ядра и порох. А в свободное от ратных утех время - папу Льва Х и его кардиналов, которых отчаянно ломало подниматься на верхние ярусы замка ножками. ;)



Кордегардия.



Всё. Хватит шляться по бастионам. Идём в донжон.



В толще внешней стены донжона - туннель, заканчивающийся проходом в караулку. По бокам от входа - две квадратные амбразуры.



Если вы нежелательные гости в замке, то из этих амбразур вас превратят в фарш быстрее, чем вы успеете добежать по каменным ступеням до ныне отсутствующей железной двери караулки. И, да, в двери тоже были амбразуры, но уже под ручной огнестрел. Все амбразуры есличо закрывались изнутри железными ставнями. Умели, короче, раньше люди строить дома по понятиям. Ога.
Пространство между внешней стеной донжона и "родной" стеной бывшего мавзолея Адриана. Напоминаю, что раньше этот мостик был подъёмным...



"Да будет свет!", как когда-то в гордом одиночестве сказал один широко известный гражданин. :)



Лестница наверх заканчивается двориком Ангела, получившем такое название, поскольку в нём поместили мраморную статую XVI в., которая до XVIII столетия находилась на вершине замка.



От дворика отходит анфилада средневековых залов, перестроенных в XVII в.



В зале Правосудия (Sala della Giustizia) в XVI в. проходили заседания суда. В замке есть папские апартаменты, дворик Александра VI, зал Климента VII, залы Климента VIII, лоджия Павла III и лоджия Павла IV; к последней примыкают помещения, в которых располагалась тюрьма. Здесь есть библиотека, а также зал Сокровищ и Секретный архив.



Вид на город.



Via della Conciliazione и собор Святого Петра. Понастроили, панимаишь, чёрте-что. Ну и как теперь прикажете прикрывать огнём подступы к Ватикану?! Разве что миномётами...



Напоминалка для экстремалов.



Виды, конечно, офигительные. Как и цены в местном ресторанчике. :(










Мы люди прижимистые, так что сами давитесь своей стряпнёй. А мы... Мы лучше - в McDonalds! местный мини-музей швейцарской гвардии заглянем. Там масса отпадных доспехов, холодняка и огнестрела, но фоткать, увы, нельзя. Под страхом



Не будем рисковать. Посмотреть-посмотрим. Поахаем. Фоткать не будем. Честно. Просто потом для поста в ЖуЖе сопрём фотографии у менее законопослушных граждан. ;)



















Вот такое приятное и антуражное местечко. Но не самое высокое...







Десяток шагов по лестнице вверх и мы оказываемся у подножия Ангела. Именно так. С большой буквы. Бронзовая скульптура, которую мы видим сегодня, увенчала Замок в 1753 году. Её автор, Пьетро ван Верскаффельт, дабы подчеркнуть, что ангел именно убирает меч, а не достает его, заставил статую повернуть голову и смотреть на ножны...










Прямо-таки чувствуешь себя центром Вселенной. Мира. Времени. Под тобой - Рим. А ты паришь над ним на верхотуре замка...

Да-да. Это под тобой гнобил ювелиров, снайперил из аркебузы, мастрячил скульптуры, сидел в кутузке за кражу брюликов из папской тиары и писал мемуары старина Челлини.

Вообще до наших дней успела "обжить" замковые темницы масса известных персон - Галилео Галилей, Джордано Бруно, Калиостро. Беатриче Ченчи, наконец, которую родной папенька якобы затрахал до того, что доча зарезала папеньку на фиг. За что была повешена и дальнейшее существование продолжила в виде назойливого призрака, периодически шугающего турьё в переходах замка.

Это под тобой Ромул и Рем основали то, поверх чего ты сейчас торчишь. Под тобой проезжал с триумфом Цезарь и Ко, чтобы через некоторое время быть зарезанным этим самым Ко. Под тобой шли легионы империи расширять эту самую империю. Под тобой папесса Иоанна умирала родами, до последнего убеждая окружающих, что она - мужик. Под тобой толпа ревела в начале 40-х XX века "Дуче всегда прав!" Под тобой...

Всё это было под тобой. Ниже тебя. А что там выше? Небо и Ангел. Просто вау.


































Впереди ещё будут ангельские колокола замка и спуск в чёрные недра донжона по спиральному широченному пандусу. Но всё это будет ничто перед тем потрясающим ощущением: ты между прошлым и Ангелом.










Глубоко под землёй в конце пандуса - макет того, с чего замок, собстна, начинался - мавзолея Адриана.



В XIX веке замок перестал использоваться в качестве фортификационного сооружения и стал выполнять лишь роль узилища для политических заключенных. Изменилось название сооружения. Теперь замок официально именовался "форт Святого Ангела" снова изменяется и его имя - теперь его называют Фортом Святого Ангела. Постепенно заключённых в форте становилось всё меньше и меньше. Соответственно и средств на содержание "форта" отпускалось тоже всё меньше. В итоге постройка пришла в совершеннейшее запустение и стала любимым местом обитания римских нищих и бомжей. После 1870-го коммуну попрошаек власти разогнали, вселив вместо них солдат и объявив "форт" "казармой". В итоге жить в столь свинских условиях итальянские вояки отказались. Только после этого родилась мысль превратить то, что осталось от замка, в музей. Первым шагом возрождения былой славы стало переименование "казармы" в "замок". Как говорится, всё возвращается на круги своя. :) Далее воякам разрешили съехать из замка, но только после приведения постройки в божеский вид. Воякам пришлось провести серьезные реставрационные работы, которыми занимались Инженерные Войска Италии под руководством майора Мариано Боргатти (Mariano Borgatti). Замок основательно восстановили - слов нет - но при этом он полностью потерял все следы своей почти двухтысячелетней истории. Несмотря на это, за проведенную работу Боргатти получил чин генерала, а заодно и назначение первым директором Национального Музея Замка Святого Ангела, который был торжественно открыт 13 февраля 1906 года...



После извлечения из замковых подземелий ощущаешь нечто сродни оглушённости. Так что бродишь какое-то время по двору совершеннейшей молчаливой тенью. Как та Беатриче Ченчи. Бродишь, смотришь и не видишь ни стен, ни лестниц, ни дверей, ни античных обломков, ни людей вокруг. Просто твой взгляд накрепко застрял в прошлом. Чтобы научиться вновь видеть настоящее требуется время...































...Так, в молчании, мы и ушли из замка. Постояли немного у моста над Тибром. Потом без спешки зашагали куда-то.



А за спиной медленно уплывала в синеву небес громада Castel Sant'Angelo.










В качестве P.S.

image Click to view


---
Для зачтения и рассмотрения всего поста жамкаем сюда http://u-96.livejournal.com/2894772.html#cutid2

Италия

Previous post Next post
Up