Вышел четвертый номер журнала «Если» за 2016 год, а в нем мой рассказ “Битва за Арктиду”. Сей номер, посвященный Арктике, сам действовал как ледокол - преодолел некий ледяной затор и с небольшим опозданием прибыл в порт назначения, к читателям. Потому что стране нужен и журнал для патриотичных технократов, и дальнейшее освоение Арктики. Вообще освоение Арктики и Крайнего Севера - это, собственно, одно из главных занятий, которое делает Россию Россией, формирует ее территорию, ее характер, богатства, обороноспособность. Где для представителей западных стран были поиски прохода в Китай и Индию (чтобы пограбить их), вылазки за славой и золотом, у нас была многовековая будничная работа. Она началась еще в 11 веке, дала мощные промежуточные итоги в виде прохождения русскими первопроходцами всех участков Северного морского пути и пространств Крайнего Севера - к середине 17 века, в 20 веке привела к настоящему завоеванию Арктики, которая стала нашей от Кольского полуострова до Северного полюса и далее до Берингова пролива. Символом и двигателем этого завоевания стал наш атомный ледокольный флот - ничего похожего ни одна другая страна не смогла создать.
Очень многое из того, что было сделано государством российским и смелыми русскими людьми в Арктике в предыдущие века, не могло еще принести существенной материальной пользы в те времена; как бы делалось на вырост, для будущего, обладающего более продвинутыми технологиями (например, по добыче полезных ископаемых и преодолению ледовых полей). Теперь тот самый случай, когда надо не посрамить памяти предков и принять то, что они подготовили для будущих поколений. Но, увы, Русская Арктика понесла огромные потери в 90-е либерально-продажно-рукопожатные годы. С приходом экономики периферийного капитализма были заброшены, полностью или по большей части вымерли десятки северных населенных пунктов (в т.ч. и Амдерма на Карском море, где прошло детство автора этих строк). Занесло снегом брошенные аэродромы, порты, полярные, мерзлотные, радиолокационные станции, встали на прикол суда Северного морского пути. С ратификацией конвенции 1982 были юридически утрачены советские океанические полярные владения. Теперь все это надо возвращать и впереди предстоит еще большая схватка за российскую юрисдикцию в районе подводных хребтов Ломоносова и Менделеева. (По счастью, движение в правильном направлении уже началось).
Освоение Арктики будет означать постоянный заказ на технологические достижения. Малая атомная энергетика (а впоследствии и космическая солнечная энергетика с беспроводной передачей энергии на поверхность Земли), углеродные каркасные структуры в строительстве (включая города под куполом) и создании дорожной инфраструктуры, новое северное животноводство, включающее, может быть, одомашненных морских млекопитающих и воссозданных с помощью генной инженерии мамонтов. И многое другое, что станет локомотивом для российской экономики, сломав противодействие улюкаевых и силуановых. Думаю, что освоение Арктики сыграет роль и в превращении многих офисных мальчиков в бесстрашных бойцов северного фронтира. Освоение Арктики создаст также многие заделы для освоения космического пространства (чтобы и Марс стал наш).
В общем, Арктику надо знать, любить и уважать, чему данный номер “Если”, будем надеяться, весьма поспособствует. А конкретно обзор материалов данного номера “Если” можно почитать в ФБ у
Николая Ютанова.