10 октября в Мосгорсуде проверили законность приговора Pussy Riot. В прошлый раз процесс был сорван из-за неожиданного решения Екатерины Самуцевич сменить адвокатов. 10 октября Екатерину Самуцевич выпустили в зале суда, дав ей условный срок.
И 10 октября, и 1 октября у Мосгорсуда собралось много сторонников и противников панк - группы. Среди противников были и православные верующие, но если раньше православные либо вступали в словесную схватку с защитниками Pussy Riot, либо просто стояли в одиночных пикетах с плакатами, то в эти два раза было нечто другое, что удивило даже самих сторонников панк-группы.
Православные верующие провели общую молитву перед воротами Мосгорсуда, на которой прочли акафист Святому Духу, затем совершили коленопреклонную молитву, затем с иконой Песчанской Божьей Матери крестным ходом прошли вокруг Мосгорсуда с чтением Евангелия. После крестного хода верующие еще раз помолились о России и о вразумлении заблудших.
Некоторые СМИ, в частности Православие и мир представили это мероприятие - как организацию одного человека - активиста Дмитрия Энтео, хотя многие комментаторы - не видели ни самой молитвы, ни крестного хода…
http://www.pravmir.ru/novyj-duxovnyj-lider-opros/Мы в свою очередь опросили священников и мирян, которые участвовали в молитве и крестном ходе вокруг Мосгорсуда, почему была выбрана именно такая форма защиты церкви как крестный ход и насколько она эффективна?
Дмитрий Цорионов (ЭНТЕО), православный активист
-На данный момент это самая зрелая и эффективная акция по поддержке Церкви, в этом затянувшемся процессе. С Божьей Помощью удалось собрать много людей, чудесным образом появилась Песчанская икона Божьей Матери и мы с ней пошли крестным ходом. У людей, участвовавших в крестном ходе, были радостные и светящиеся лица, все испытывали благодать Божию, переживали чувство единства.
Неверно утверждать, что это была моя акция, многие люди участвовали в том, чтобы собрать верующих вместе и поддержать Церковь. Конечно, мы тоже собирали людей, так получилось, что многое молодые люди сегодня, сплачиваются вокруг нашей активности, мы давали советы, по опыту, как реагировать на провокации, раздавали акафисты, но это было соборным действием, и все внесли свою лепту. Реакция людей, которые были против церкви, в это время показала, что это самый эффективный способ воздействия на них, потому что у них были такие растерянные и потерянные лица, когда они видели крестный ход…
-Они были удивлены?
-Они очень удивлялись, что православных так много, и что мы радуемся, они, наверное, чувствовали, что среди нас Христос. Самый важный момент был тогда, когда противники церкви расступились и пропустили нас к воротам Мосгорсуда, увидев, что Сама Царица Небесная идет с нами. Перед воротами мы сотворили молитву за Россию, за весь русский народ, за то, чтобы в наших сердцах умножалась любовь, и не было больше вещей, оскорбляющих Бога.
-Священник Алексий Плужников в комментарии на Правмире сказал, что вы оскорбляете его религиозные чувства больше, чем Пусси Райет…
-Каждый человек может иметь свою точку зрения. Хотя, если честно, я был немного удивлен такой реакцией, незнакомого мне человека. Обычно священники хорошо относятся ко мне и к моим друзьям, поддерживают нас, могут дать отеческий совет. Я ввел в поисковике имя этого священника, мне стало интересно, почему у него сложилось такое отношение ко мне. Я увидел материалы на его странице и понял, что я далеко не первый, кого он критикует, в подобной манере. Но я ему благодарен, подобные комментарии, лишний повод к критическому самоанализу. Мы делаем это не для того, чтобы понравиться людям, а чтобы угодить Богу, творить его Волю, а похвалу от людей мы учимся не искать.
-А духовник у вас есть?
-У меня есть духовник, его зовут отец Иоанн, также я знаю множество священников, которые поддерживают нас в наших начинаниях и более того, мы взаимодействуем практически со всеми православными организациями: антиабортными, молодежными, миссионерскими, казачеством. Представители этих организаций были с нами в этом крестном ходу: «Георгиевцы», Отдельный Дивизион, Движение Сопротивления Убийству Детей, Миссионерское движение пророка Даниила, и т.д. Мы все объединяемся и не стесняемся этого, потому что такая позиция оправдана современными вызовами. Надеемся, в самое ближайшее время у нашего движения появится свой официальный духовник. Святитель Игнатий Богоносец говорил, что христианство сегодня не в молчаливом согласии, а в величии дела. Мой духовный наставник отец Даниил Сысоев любил повторять - «собака лает, караван идет».
Также отец Даниил за восемь дней до своей смерти написал, что сейчас православные христиане должны активно и максимально оперативно отвечать на все вызовы мира, на все провокации, быстро на них реагировать, создавая информационные всплески, представляя православный ответ, как информационное событие, используя для этого пространство СМИ, блоги. Сейчас очень важно уметь заинтересовать светских людей, поймать их внимание, а затем уже переходить на постоянное, углубленное, неспешное изучение Православия. Когда Бог поставил нас на это место, я начал понимать, что о. Даниил имел ввиду.
-Дмитрий, многие обвиняют вас в балансировании на грани, что вы, например, не видите разницу между перфомансом и молитвой?
-Мы с друзьями в течение нескольких лет собираемся у меня дома или на природе и говорим о Боге, вместе читаем акафисты. Однажды у нас заплакала икона Божьей Матери, когда мы вместе молились, из глаз начало течь миро, и мы чувствовали благодать, Господь благословлял наши собрания, многим молодым людям эта община помогла утвердиться в вере, противостоять тем искушениям, с которыми сегодня встречается молодежь. Мы всегда молимся, и наличие священника рядом не имеет значения. Эта критика не имеет духовную глубину, она нереальна, просто у этих людей есть антипатия к активной православной деятельности. Складывается впечатление, что чтобы мы ни делали, все равно им не понравится: когда молчим - не нравится, когда молимся - тоже не нравится. Я христианин, почему я не могу молиться Божьей Матери?! Это наша жизнь и мы показываем миру, что есть и такой путь.
-В данном случае некоторые сравнивают вас с Пусси Райет, дескать, и те молились, как могли и эти какую-то общественную молитву перед камерами устроили…
-Эта молитва была абсолютно искренней, она была перед залом суда, так как мы все осознавали важность того, что сегодня происходит в России. Если это привлекло внимание журналистов, то это не плохо, мы ответили миру, имея в руках наше оружие: щит веры, меч слова Божия, молитву. У нас есть акции и другой направленности, мы создали такое понятие как неоакционизм, как православный ответ так называемому современному искусству. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что постмодернизм, это конец человечества. Это очевидно, ведь деятели этого направления, к примеру, организаторов выставок "Осторожно религия", "Icons", "Духовная брань", показывают, в каком глубочайшем духовном кризисе находится это поколение. Как дьявол, лишенный способности к творчеству, лишь искажает творение Божие, так и они могут лишь паразитировать, на доминирующей культуре. Их выставки больше походят на скопческие радения. Чтобы привлечь к себе внимание масс-медиа, они не брезгуют опускаться до того, чтобы вторгаться в сакральное пространство верующих, осквернять наши святыни, плевать в душу всему нашему народу и его истории. Мы же наоборот, стремимся к укреплению духовных устоев. У нас есть целый ряд акций в стиле неоакцизма, из последнего, это творческий захват арт объекта, в который группа художников, превратила мост перед Винзаводом, когда, за час до его открытия, на нем появилась большая надпись, о том, что святость является высшим искусством. В социальных сетях можно найти наше видео "Православный ответ Гельману", где мы создаем свое произведение искусства и говорим о высшем понимании искусства, которым является жизнь в Боге, на фоне оцепленной кинологами и полицейскими выставки Бондаренко. Или видеоролик о том, как эти кощунственные "иконы" вдруг "замироточили", который записали наши братья. Мне особенно понравилась акция "Штурм абортария Сантанна". Антиабортная тема, является одной из самых актуальных сегодня, думаю, что действия по привлечению общественного внимания и созданию социального заказа по этой острейшей проблеме современности, должны быть максимально яркими и громкими. Мы учимся работать в этом направлении и должны делать действия с положительным смыслом, которые набирая популярность через СМИ, будут воздействовать на сердца людей. Подобная активность привлекает молодежь. Каждый день десятки людей добавляются ко мне в друзья ВКонтакте и спрашивают, чем могут помочь. А я им отвечаю, что если они хотят быть с нами, то им нужно хотя бы раз в месяц причащаться, исповедоваться, молиться, нужна духовная сила и они делают шаги на пути воцерковления, даже те, которые были далеки от церкви. Даже известный художник - акционист питает симпатию к нам, хочет нам помогать, проявляет большой интерес к Православию. Таким образом, мы надеемся помочь воцерковлению людей, которые принадлежат и к современному искусству. Надеюсь, в ближайшее время даже удастся провести выставку современного искусства, которая будет связана с самым главным.
Татьяна Боровикова, руководитель организации «Много деток - хорошо», участник крестного хода вокруг Мосгорсуда, несла икону Песчанской Божьей Матери.
-Мы совершили большой крестный ход с Песчанской иконой Божьей Матери, с которой я приехала к Мосгорсуду. Эту икону по благословлению Самой Божьей Матери должны были пронести вдоль линии фронта Первой мировой войны, но это благословление тогда не было исполнено, а если бы оно было исполнено, то может быть Божья Матерь защитила Россию и история пошла бы иначе.
Поскольку было благословление носить эту икону вдоль линии фронта, то сейчас на наиболее ответственных участках фронта мы стараемся это делать, например, около Мосгорсуда, потому что там сейчас линия фронта, идет битва, которую нам нужно выиграть. Силы зла хотят взять реванш, но мы должны защищать свои интересы, веру и молиться за тех, кто является орудием дьявола и стараться духовно помогать им. Может быть, по молитвам к Божьей Матери с этими людьми произойдет изменение, и возможно, они до конца жизни будут потом каяться.
Например, мы два месяца ходили крестным ходом вокруг Кремля, там должен был состояться парад войск НАТО, нас это очень оскорбило, потому что красная площадь - это наш алтарь Отечества. И мы многодетные мамы с иконами и колясками обходили каждый день Кремль и Красную площадь и у Спасской Башни читали Отче наш, около Никольской башни - тропарь святому Николаю. Когда мы обходили последний раз перед Парадом Победы Кремль, то увидели, что на этих башнях построили леса, а потом из новостей узнали, что там открылись иконы - на Спасской башне открылась икона Христа Спасителя, а на Никольской - икона Святого Николая. Я считаю, что это главное чудо, которое имело отношение к нашим крестным ходам.
Еще мы ходили крестным ходом от Брестской крепости до Москвы под флагом «Единая вера, единая история, единый народ». Мы провели крестный ход, посвященный 900-летию рождения Андрея Боголюбского, шли крестным ходом от Выжгорода, где было имение и дворец князя Боголюбского до Боголюбово, где он основал монастырь. Прошлым летом мы ходили крестным ходом от Почаева до Боголюбово. Когда мы проходили с крестным ходом по городам, мы видели, что там происходят изменения: люди начинают каяться в абортах, происходил духовный прорыв, очищение. Мы же христиане, наша обязанность - всегда молиться, у нас вся жизнь - крестный ход…
Протоиерей Димитрий Смирнов
-Мы свободные люди, куда хотим, туда и идем. Главное, что крестный ход сработал, Екатерина Самуцевич отказалась от своих адвокатов, может и покается еще…
О. Максим Первозванский
-К сожалению, в либеральных СМИ существует сейчас тенденция - подавать такие мероприятия как организованные Дмитрием Энтео. На самом деле понятно, что это мероприятие организовано не одним человеком. Этим мероприятием люди выразили свое отношения к происходящим событиям вокруг группы, которую я предпочитаю никак не называть, мне кажется, само употребление их имени оскорбляет наш слух, потому что мат не перестает быть матом от того, что он произносится на английском языке, а не на русском.
А то, что это было в форме молитвы и крестного хода, это совершенно естественно, так как действиями панк-группы были оскорблены чувства православных людей, а православным людям свойственно молиться, поэтому они имели право делать то, что они делали, и с церковной точки зрения там не происходило никакого самочиния.
Во-вторых, во время такой общественной молитвы люди, которые не ходят в храм увидели, что православные - это не агрессивные люди, которые готовы с оружием в руках защищать свои святыни, как мусульмане, но что их главным оружием является молитва. Поэтому если люди готовы самоорганизовываться и в рамках закона в виде молитвенных стояний или крестных ходов, выражать свое отношение к происходящему - это важно и для тех, кто в этом участвует, и по отношению к общественному сознанию…
В этом вопросе очень тонкая грань между провокационными и не провокационными действиями, потому что большую роль играют и организаторы таких мероприятий, очень важно сохранять спокойствие людей, порядок, и подчиняться требованиям властей, поскольку одно из самых главных оружий врага - это провокация, поэтому нужно этого избегать. Вспомним, например, крестный ход в 1905 году, который устроил священник и провокатор. Так вот тот крестный ход закончился расстрелом и после него государя стали именовать Николаем Кровавым.
-Молитва и крестный ход прошли мирно и без провокаций, так почему было осуждение в публикации Правмира?
-Я могу сказать, почему я сам дал критический комментарий - потому что так был поставлен вопрос. Вы посмотрите, никто из комментирующих священников саму акцию не видел, они комментировали со слов звонивших журналистов, а журналисты говорили, что эта акция некоего человека, который там что-то организовал и т.д.
Мы знаем предшествующие действия этого человека, срывание маек и т.д., против него даже уголовное дело хотели возбудить, и в данном случае Правмир, может быть, не по злому умыслу повторил либеральную версию, что это мероприятие одного провокатора, потому что Дима является некой медийной фигурой. Но на самом это мероприятие не одного человека, и сам человек не вел себя провокационно. Дима - человек молодой, горячий и если в дальнейшем он сам не будет допускать провокационные действия, то вполне допустимо совместное участие вместе с ним в подобных мероприятиях.
О. Максим Каскун, настоятель Тихвинской иконы Божьей Матери в селе Выпуково Сергиево-Посадского благочиния, руководитель библейского кружка Пророка и Боговидца Моисея
-Я считаю, что все православные христиане без исключения должны слушать благословления своего архипастыря святейшего Патриарха Кирилла. Святейший Патриарх дал свое официальное благословление не только на участие в крестных ходах, но и на общественные молебны. Есть благословление Святейшего Патриарха, что еще нужно? Сегодня запущена большая кампания против церкви, еще и потому, что церковь возглавил нынешний Патриарх, активный пастырь, настоящий отец, настоящий духовный лидер. И поэтому сегодня делается все, чтобы помешать объединить русскую нацию вокруг церкви.
Сегодня все православные христиане должны поддержать своего патриарха и принимать все, что он говорит как руководство к действию. Все попытки, которые раздирают сегодня церковь, в частности идущие от религиозных либеральных лжедемократических течений, которые пытаются подменить некоторые понятия и забить хитрый клин между Патриархом и паствой, должны быть жестко пресечены. Мое личное мнение - Правмир должен вновь быть возвращен в лоно церкви под руководство Святейшего Патриарха, он должен стать опять церковным ресурсом, каким был раньше…
О. Всеволод Чаплин
-Конечно, молебен могут совершать только епископ или священник, а миряне только совместно молиться, в том числе организованно, ничего противоестественного я в этом не вижу. Правда, молитву вряд ли стоит превращать в показное действие, мы ведь молимся Богу, а не телекамерам. Но проявление публичной активности православных христиан в сложные моменты, в том числе и во время судебного процесса по делу печально известной панк - группы - это естественно.
Нашему обществу давно пора привыкнуть к этому, православные христиане нередко за последние 20 лет проводили публичные акции. Самое главное, чтобы они были мирными, не сопровождались агрессией, и в данном случае так и было. Я рад, что не было никаких столкновений, что не использовались агрессивные лозунги. Иногда верующие поют церковные песнопения, но молитва в православной традиции должна быть в первую очередь обращена к Богу, а не к общественному мнению. Я не удивлюсь, что православные христиане снова придут к Мосгорсуду, чтобы выразить свою гражданскую позицию.