Во время Недели Моды, произошел скандал, достаточно широко освященный впрессе- показ коллекции GULI, дочери президента Узбекистана, Гульнары Каримовой. Показ ее намечался на один из последних дней Недели, но был отменен. Скажем прямо, ей запретили показывать на Неделе Моды. Гульнару Каримову, креативного дизайнера и основательницу марки GULI, обвинили в эксплуатации детского труда. По словам организации Human Rights Watch, подчиняясь приказу дочери президента Узбекистана, несовершеннолетние дети по 2 месяца в год собирают хлопок вместо того, чтобы ходить вшколу. За 5$ в день! Такого рода эксплуатация, в цивилизованных странах мира, приравнивается к рабству. В принципе, многие иностранные источники так и называли это в своих статьях, а кто-то даже окрестил ее «самой ненавистной женщиной Узбекистана».
Гульнарa Каримовa
Представители компании Guli, конечно же отнекиваются от обвинения в эксплуатации. «В этой коллекции хлопка вообще нет, только шелк. Даже стежки на вещах из шелка», - утверждают они в свое оправдание. И действительно, последняя коллекция Гульнары Каримовой состоит из сплошного шелка, однако, освобождает ли это ее от ответственности? И поскольку весенне-летняя коллекция прошлого года была полностью выполнена в сложнейшей технике «икат» - рисунки по всей поверхности ткани выполняются исключительно вручную- невольно возникает вопрос: а кто расписывает эти ткани? И сколько за это платят им?
Image sourceПо официальным данным, в компании GULI, состоит примерно 60 дизайнеров, однако в стране индустрии моды почти не существует, так как дочь президента держит все с своих руках, не давая таланту продвинуться самостоятельно. По крайней мере так пишет иностранная пресса. Кстати, что происходит в стране на самом деле можно узнать именно из иностранных источников, так как, как и в большинстве стран с переходящей по наследству властью, пресса там ограничена в свободе слова.
Свою марку Каримова основала в 2005 году. Помимо показов на Нью-Йоркской Неделе Моды, GULI была представлена в Милане. В 2009 году Гульнара организовала первый в своей стране «Модный Фестиваль», который посетил сам Sting, а также российские дизайнеры - Валентин Юдашкин, ВячеславЗайцев, Алена Ахмадуллина. Когда во время Недели я случайно встретилась с одним из организаторов показа GULI в НЙ, на который мне прислали приглашение, и меня спросили пойду ли я на презентацию, я ответила, что нет, по этическим соображениям. "Да, ну, там будут всякие селебрити, стол и шампанское! Приходи"- ответили мне. На вопрос, какие селебрити придут на такой скандальный показ, мне ответили "Те, кого она купила, конечно же!" И это чень печально, скажу я вам.
Если почитать данные об этой женщине, немного озадачивает, когда она вообще успевает быть дизайнером. Получив 4 образования, в свои 39 лет, Каримова является доктором политических наук, профессором и еще и Чрезвычайным и Полномочным Послом Узбекистана в Испании и Постоянным представителем Узбекистана в ООН и других международных организациях в Женеве. Ах да, не так давно Каримова создала капсульную коллекцию GULIдля Chopard. "Ювелирные украшения Гульнара Каримова считает своей сильной стороной, а потому сотрудничеству с известным ювелирным Домом придает особое значение." Мда, женщина на все руки мастер, да еще и мать двоих детей!
Кстати, показ GULI в НЙ все-таки состоялся, хоть и не как официальная часть программы Недели Моды. Несмотря на то, что вечером до назначенной презентации все газеты трубили, что показ отменен, на утро стало известно, что его просто перенесли подальше от Линкольн Центра. Самой Каримовой на презентации не было, но перед зданием стояли толпы протестантов, крики которых сделали поход по красной дорожке менее, чем приятным для присутствующих знаменитостей. По словам журналистов, никто из публики не хотел давать интервью и рецензии коллекции.
Сегодня стало известно, что Adidas, Burberry, C&A, Columbia, Yves Saint Laurent, Li & Fung и PPR и еще 60 компаний вместе с Аmerican Apparel и Footwear Association (представляющие более чем 800 брендов), подписали соглашение не покупать хлопок из Узбекистана пока Labour Organisation (ILO) не удостоверит, что условия работы на полях значительно улучшись и дети не подвергаются эксплуатации.