Куда пропали меря?

Feb 24, 2020 16:06





Реконструкция женского костюма племени меря

Меря или меряне  - летописное племя, проживавшее в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, северной и восточной частях Московской и западной части Костромской областей России. В середине I-го тысячелетия н.э. в Окско-Волжского междуречье оно было одним из финно-угорским племен сформировавшихся в этом регионе (марийцев, мещеры, мокшан, муромы и эрзян).

Считается, что миграция племен финно-угорской языковой группы на восток и юг с земель, на которых они обитали в середине I-ого тысячелетия, была связана продвижением в X-XI веках восточных славян, несших в эти земли христианство. Несомненно, что название меря связано с названием другого близкого ему народа - мари. Более того, считалось, что марийцы - это отступившие на восток под натиском славян меряне. Предполагается, что в настоящее время потомков племени мери не существует, поскольку представители этого народа полностью ассимилировались русскими, марийцами и мордвой.

В то же время, другие ученые мужи используют этноним «меря» для общего названия славянского и финского населения (мерянская культура), проживавшего на этой территории во второй половине I тысячелетия нашей эры. Помимо меря нет на территории России мещеры, и мурома - остались лишь  упоминания о них в топонимике. Хотя еще в XYI веке были носители муромского языка. Все три племени как бы пропали, но не бесследно: они сформировали новый этнос - великороссов, являющийся носителем современного русского языка. С позиции обывателя, интересующегося историей Руси эта точка зрения кажется более правдоподобной.



Меря впервые были упомянуты в VI веке готским летописцем Иорданом под названием меренс (merens), как данник короля готов Германариха. Согласно летописи «Повесть временных лет», племя меря располагалось в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево («Клещина»). В 859 году они являлись данником варягов, а в 882 году воины этого племени принимали участие в походах новгородского князя Олега на Смоленск, Любеч, Киев, а в 907 году - на Царьград.

В 1237 году в Лавреньтьевской и Тверской летописях в связи нашествием на Русь монголо-татар впервые упоминается город Галич-Мерский, хотя последнее летописное упоминание о племени меря было 300 лет до этого! Таким образом, несколько столетий племени не было, но оставалась мерянская культура -  самобытная культура народа, явившегося родоначальником современных русских.

Последний раз о меря, как о язычниках, проживавшихся в Галичских землях, упоминается в «Житии Авраамия Галицкого», в связи с событиями второй половины XIV века, когда православный святой решил поселиться на Галичском озере, где жили «человеци по дубравам некрещении, наричеми меря». В связи с этим стоит упомянуть, что ряд учёных отождествляют мерю с мари (черемисов). Известно, что при крещении Ростова, часть мари - его коренных горожан не пожелали креститься и поэтому покинули город. По-видимому, так же обстояло и в Мерском крае - горожане, избегавшие крещение, уходили из городов, сохраняя собственную субкультуру, проживая вне городов.

Что же говорит о меря ономастика? Принято считать, что название народа меря произошло от угро-финского слова «мёри», что означало «человек». В современных финно-угорских языках слово «человек» звучит иначе: в эстонском  - mees, финском  -  mies, а в венгерском совсем непохоже  - ember. А вот название реки Косторома, в бассейне которой находится в Мерский край, наталкивает на размышление. В современных языках финно-угорской группы (эстонском и финском) слово «maa» означает «земля». Слово «castrum» на латыне означает «форт»/«укрепление», а французское слово «construction» - «здание» или «строение». По смыслу к этим словам близко славянское слово «костер»  - «основа», «скелет», «кость». Более того, в древних славянских летописях слова «костр», «кострома» обозначают укреплённое место. Топоним «кострони» встречается и в настоящее время на Новгородчине. Например, так называется небольшая (около 30-ти домовладений) деревня, расположенная в нескольких сотнях метров от старинного средневекового городища. В Солигаличе и Галиче имеются остатки средневековых крепостей, несомненно многочисленные монастыри края служили в древности укрепленными пунктами. Таким образом, Кострома может обозначать землю, на которой находятся укрепления. Более того, латинский и финно-угорский корни слова позволяют предположить, что первоначально современное население края формировалось миграционными потоками и с запада (западно-славянского), и с востока (финно-угорского). Однако генетические исследования выявили серьёзный финно-угорский пласт в генофонде современных русских - предположительно мерянский. Эти исследования указывают также на то, что в современном русском населении этих мест преобладают генотипы южной, Ростово-Суздальской славянской миграции, а не Новгородской.



Памятный знак на южном берегу Финского залива в Нижнем парке Петродворца, рассказывающий о пути из варяг в арабы и из варяг в греки через

Солигалич, был важным городом в новгродских землях не только потому, что в нем добывали соль, но и вследствие своего географического положения. Через дремучие южнотаёжные леса  в верхнем течении реки Костромы, где расположен город, проходил один из путей из варяг в персы (арабы). Естественно, что контролировал этот путь господин Великий Новгород, которому эти земли принадлежали. Естественно, что ходили по этому пути не столько скандинавы (варяги), сколько славяне (первоначально - новгородские ушкуйники), принесшие в эти края славянский язык и христианство. Поэтому и появилось в этих местах латинское слово «костер», давшее с местным словом «маа» название краю.



Князь Александр Невский (1221 - 1263)

Связи Солигалича, расположенного менее, чем в 1000 км от Великого Новгорода были с Новгородской республикой очень крепкие и весьма многообразные. Согласно местному поверью князь Александр Невский рожден в этом городе. Историческим фактом является то, что святитель Иона (1390-ые -1461), митрополит Московский и всея Руси родился недалеко от Солигалича в семье местного крестьянина. После разгрома Иваном IY Грозным Великого Новгорода (1569-1570 года), Солигалич стал местом ссылки элиты новгородского общества. Несомненно они принесли с собой культуру северной Европы и Скандинавии, с которыми Великий Новгород был тесно и многосторонне связан. Вполне естественно, что местное население весьма обогатилось в интеллектуальном отношении, приобрело умения и навыки, характерные для передовых страт Великого Новгорода. Позже значение Солигалича, как места ссылки усиливалось. Ссылка в Солигалич рассматривалась как менее тяжелая, чем сибирская каторга. На нее рассчитывали, в частности, декабристы, но им не повезло - угодили в Сибирь. Вплоть до 1917 года в местной тюрьме и на поселении находились много неугодных правящему режиму персон. Несомненно близкое знакомство с подобными, как правило высокообразованными, согражданами оказывало значительное влияние на солигаличан. Достаточно сравнить архитектуру Солигалича и других городов мерского края - Чухломы, Галича, Буя, сравнить местные музеи Солигалича и Галича.  Да и по сравнению с рядом расположенными городами из Солигалича и Солигаличского уезда вышло гораздо больше людей, которыми гордится Россия.

Солигалич  упоминается впервые в летописи лишь с 1335 года как Соль Галичьская. Галич упоминается в летописи, как Галич Мерский с 1237 года, хотя датой основания считается 1159 год, когда Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий начал укреплять северные рубежи своего государства. Естественно город получил свое новое странное название - Солигалич (соленая соль). В современном финском языке слово «соль» переводится как «suola». Вполне возможно, что когда-то поселение на месте Солигалича называлось вроде Соль Мерская, или  Suola, или Suolapuro (солевой ручей). Позже, когда с юг0-востока началась массовая миграция славян из Галиции,  они южнее Соли Мерской основали более крупное поселение с дорогим им названием - Галич. Поэтому, исходя из здравого смысла и из истории этих городов, вполне логично предположить, что Солигалич намного старше Галича Мерского.

Противником версии о серьёзном влиянии мери, на формирование современного русского этноса был Н.И.Костомаров. Против этой версии была также Русская антропологическая экспедиция 1955-1959 гг. под руководством антрополога В. В. Бунака. Однако современные генетические исследования, взгляд на историю России, сторонником которого был М.Н.Задорнов, ставят под сомнение это расхожее мнения. Меря не пропали, а вошли во вновь образовавшийся этнос великоросов, обогатив исходную богатейшую славянскую культуру Великого Новгорода.

этногенез, Россия, история, мерьский край

Previous post Next post
Up