Солигалич у истоков Гражданской войны в России

Jan 01, 2020 17:19


В истории Солигалича немало трагичных страниц.  Одна из первых трагедий - нашествие татар (городище не взяли, но окрестности разорили!). Был еще большой пожар, уничтоживший половину города. В начале XYII века дважды город был разорен нашими «небратьями» из Украины во главе с польской шляхтой. Дай Бог последняя трагедия произошла в Солигаличе в конце февраля - начале марта 1918 года, когда здесь разгорелся кровавый конфликт - начало Великой Гражданской войны на необъятной территории рухнувшей в одночасье Российской империи. Современные провластные пропагандисты пишут о том, что  тогда «произошло народное восстание против большевицкого произвола». Причиной чего стало якобы то, что «советская власть намеревалась изъять хлебные запасы у населения». Руководство бывшей городской думы Солигалича, не признавшей власть большевиков, и местное духовенство решили этому воспрепятствовать. «Однако большевицких бандитов это не остановило, что и привело к кровавым событиям». Все ли здесь правда? Давайте попытаемся разобраться.



В чем же заключался произвол? Оказывается Советская власть, намереваясь изъять хлебные запасы у населения. Как оказывается, «хлебные запасы» на самом деле были посевным зерном, которое хотели изъять не у населения, а у монастырей, которых в Солигаличе и округе было немало. К тому же в состав Советов - законного органа власти - входили не только большевики, причем Совет руководствовался правительственным Декретом о земле. Помимо этого советская власть в городе была готова пойти на компромисс, но её оппоненты спровоцировали кровавый конфликт.

А теперь поподробнее. В Солигаличе фактически не было промышленных предприятий, но было значительное купеческое сословие. Местный уроженец купец-миллионщик В.А.Кокарев пытался создать на базе минеральных источников фешенебельный курорт общеевропейского уровня, но в полной мере ему это не удалось. Скудная земля уезда не могла прокормить многочисленное крестьянское население, поэтому многие крестьяне, которых называли отходниками, уходили в город на заработки, в основном в Петроград и Москву.

Ситуация в уезде весной 1918 года обострялась тем, что Солигалич со времен Александра I был местом ссылки политических оппонентов власти, в основном вполне умеренных - наиболее опасных ссылали в Сибирь. В связи с большим числом ссыльных, в городе было жандармское управление и тюрьма, в которых на протяжении столетия служили местные жители. Выбор Солигалича в качестве места ссылки определился, вероятно, не столько его отдаленностью от столиц, сколько тем, что царские чиновники надеялись, что атмосфера города, имевшего богатейшую историю,  благочестивые и патриотически настроенные горожане будут благотворно влиять на бунтарей. Может так и было, но и ссыльные влияли на солигаличан, особенно на молодежь. В частности, Моше Каганович (старший брат сталинского наркома), находившийся в Солигаличе в ссылке, был активным пропагандистом социал-демократических идей.

Таким образом, в постреволюционный период одна часть населения Солигаличского уезда была пропитана имперской государственной идеологией, воплощенной в триаде «самодержавие, православие, народность», а другая - революционным духом Февральской и Октябрьской революций, который принесли с собой отходники, принимавшие участие в 1-ой Мировой войне, а затем в событиях февраля - октября 1917 года в Петрограде и Москве.



В этом здание на территории санатория на 1-ом уездном съезде Советов 30 декабря 1917 года была провозглашена Советская власть.

Возвратившийся в октябре 1917 года из Петрограда и возглавивший впоследствии местный Совет большевик В.А.Вылузгин, по-видимому, как и некоторые его соратники, входил в кружок социал-демократов и левых эссеров А.Е.Бадаева, который в 1912 году был избран в IV Государственную думу от рабочей курии Петербургской губернии. Кстати, прикрывал собрания этого кружка отец будущего сталинского-хрущевско-брежневского министра Н.И.Косыгин, служивший дворником на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге-Петрограде. Таким образом, руководители Совета «малообразованными маргиналами», тем более «бандитами», а вполне себе политически грамотными представителями рабочего класса и трудового крестьянства, придерживавшимися социалистической идеологии.



А в этом здании в центре Солигалича заседал 2-ой уездный съезд Советов

Примечательно, что на выборах в Учредительное собрание 12-14 ноября 1917 года (они проходили по партийным спискам) за большевиков в Солигалическом уезде проголосовало больше всего избирателей (11,2 тыс.), на втором месте оказались эсеры (9,6 тыс.), а кадеты только на третьем, набрав всего около 5% голосов (1,2 тыс.). Таким образом, подавляющее большинство жителей уезда выбрало социалистический путь развития. Несмотря на то, что, после победы Октябрьской революции, власть в городе перешла Совету, абсолютное большинство в котором имели социалисты, авторитет представителей предыдущей власти среди духовенства и городской интеллигенции был высок, поэтому конфликты в городе были постоянны - политические силы, потерпевшие поражение в результате Октябрьского переворота, не хотели сдаваться без боя. Опорой Советов была Красная гвардия, сформированная в основной из демобилизованных солдат и отходников, возвратившихся домой после принятия Декрета о мире, а старой - бывшие служащие пенитенциарной системы и жандармерии.

Конфликт, кровавая развязка которого произошла весной 1918 года, возник в связи с попыткой местного Совета реализовать Декрет о земле и Декрет об отделении церкви от государства. Согласно этим декрета земля изымалась из собственности крупных землевладельцев и передавалась тем, кто ее обрабатывает. Необходимость быстрейшей реализации Декрета о земле была связана с тем, что приближалось время посевной - безземельное и малоземельное крестьянство, поддержавшее Октябрьскую революцию, требовало от новой власти обещанного. Исторически сложилось так, что многие земли в Солигаличском уезде принадлежали Московскому патриархату, поэтому крупнейшими землевладельцами являлись монастыри - Декрет о земле, в первую очередь, затрагивал их интересы. Представители старой власти и духовенства решили воспрепятствовать исполнению Декрета о земле и Декрета об отделении церкви от государства. Их делегаты 26 февраля обратились к начальнику солигаличского гарнизона штабс-капитану А.Н.Иванскому с предложением выступить против власти Советов и содействовать разоружению красногвардейцев. Начальник гарнизона согласился на это, после чего толпа около 600 человек, двинулась к зданию Совета. Как отмечают историки, собравшиеся люди кричали: «Выдать оружие! Разоружить их! Мы пришли, чтобы с вами покончить!» Почтовая служащая Анна Капустина кричала в толпе: «Долой Совет! Разоружить Красную гвардию!» - и называла членов совета дармоедами, хулиганами, ворами, «емельками пугачёвыми».

Представители законной власти согласились приостановить реквизицию хлеба в монастыре, но категорически отказались разоружить красногвардейский отряд. В.А.Вылузгин вышел на балкон и пытался убедить собравшихся разойтись, но речь его действия не возымела. В это время раздался выстрел. Согласно одной из версий находившегося в толпе солдата П.В.Орлова застрелил провокатор. Методика организации «революций» древняя как мир. Так же было в Москве в 1991 и 1993 годах, также было и в Киеве в 2014 году.

После убийства несчастного солдата (не исключено, что сторонника Советской власти!) открылась беспорядочная стрельба, в ходе которой несколько человек было ранено, в том числе и В.А.Вылузгин. Позже В.А.Вылузгина зверски убили - закололи штыком в больнице, куда его поместили после ранения. Красногвардейцы разбежались - власть в городе перешла самопровозглашенному Временному совету (фактически бывшей Городской думе).

Реакция Советской власти была немедленной - из Галича в Солигалич был направлен красногвардейский отряд, который прибыл в город 4 марта. Бунтовщикам предложили сдастся. Однако они сначала отказались, но как только был открыт пулемётный огонь. их сопротивление прекратилось. К следствию по делу мятежников было привлечено 95 человек из них арестовано 52 человека. Семнадцать руководителей восстания были расстреляны 7 марта 1918 года. Кроме церковнослужителей, спровоцировавших кровавые беспорядки, были расстреляны бывший городской голова, начальник почтово-телеграфной конторы, секретарь уездной земской управы, воинский начальник, глава Временного совета и упомянутая выше телеграфистка А.Капустина (по некоторым данным поднята на штыки солдатами карательного отряда при попытки их распропагандировать).

Трагедию 1918 года можно рассматривать как третье польско-украинское нашествие - комиссаром карателей был Журба, а заместителем  командира карателей был К.Рокоссовский (будущий советский маршал и министр обороны Польши). Примечательно, что давний большой пожар и «народное восстание» 1918 года  - фактически чисто внутренние городские разборки. Виновницу пожара, уничтожившего половину города, лишь пожурили, а вот последствия событий столетней давности оказались трагическими. За несколько дней страсти в городе вполне улеглись, а прибытие карателей привело к расстрелам, погромам и даже мародерству.

Напрашивается вывод - любую проблему внешние силы не разрешают, а лишь обостряют. Пришельцы несли солигаличанам непоправимый вред.



Икона новомучеников солигаличских в церкови Преображения Господня в г.Солигаличе

13 апреля 1918 года во время работы Поместного Собора Русской Православной Церкви святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, совершил в храме Московской Духовной семинарии первую заупокойную литургию по всем убиенным «за веру Православную и Церковь Российскую». Среди жертв красного террора, поимённо названных святителем на богослужении, были имена четверых жителей Солигалича - Иосифа Смирнова, Владимира Ильинского, Иоанна Касторского и Иоанна Перебаскина. Именно они в августе 2000 года были канонизированы РПЦ МП как новомученики.



Могила В.А.Вылузгина на солигаличском кладбище.

В.А.Вылузгина, принявшего мучиническую смерть во имя претворения в жизнь идеи социального равенства, торжественно похоронили. В марте 1918 года было решено поставить В.А.Вылузгину памятник, для чего личный состав карательного отряда выделил на это около 2800 рублей из числа полагавшихся суточных денег.

Примечательна судьба главного закоперщика бунта против Советской власти благочинного женского монастыря в честь иконы Феодоровской Божьей Матери Василия Ильинского. Когда к нему пришли, что бы арестовать, вышел его отец Владимир Ильинский, тоже священник, но никакого отношения к восстанию не имевший, так как был старым и находился на пенсии. Его то и арестовали, а в последствии и расстреляли (сюжет рассказа Джека Лондона «Китаёза»). Сам же Василий Ильинский скрылся в деревне Слезино, расположенной в нескольких километрах севернее Солигалича, у крестьянина А.З.Смирнова, родственника протоиерея И.Смирнова. Солигалич городок небольшой - все всех и всё знали. За В.В.Ильинским пришли, но А.З.Смирнова заранее предупредили и он спрятал своего товарища в выгребной яме. Каратели зачинщика беспорядков, имевших столь трагические последствия, не обнаружили и он, после того, как был отмыт от дерьма, ушел дальше на Север, где, вероятно, и погиб в дремучих лесах, не дойдя до людей.

Столь горькая судьба церковнослужителей РПЦ МП в Солигаличе заставляет вспомнить времена Раскола, когда в угоду государственным интересам в Русской православной церкви была проведена реформа, вызвавшая протест у большинства верующих и значительной части духовенства. Не согласившиеся с реформой православные объединились в несколько общин старообрядцев. Отступление РПЦ МП от канона имело для нее пагубное последствие - церковная реформа Петра I кардинально изменила управление Православной Российской Церковью, упразднив Патриаршество (по иронии судьбы восстановлено после Октябрьской революции и установления «безбожной» советской власти!) и учредив государственный орган - Святейший Правительствующий Синод. Староверы, которых было очень много на северо-западе России и, в частности, в Солигалическом уезде, стали подвергаться еще большим гонениям. Их церкви и молельные дома разрушались. В конце концов была разрушена и старообрядческая церковь Успения, с пределом, в честь Макария Унженского, располагавшаяся на территории городища. Это была местная святыня - с именем Макария связывают успешное противостояние солигаличан татарам, которые в результате не смогли взять город и выйти в Завольчье.

Трагедию солигаличского духовенства и последующие невзгоды РПЦ МП можно рассматривать, как божью кару за то, что Невеста Христова превратилась в служанку Государства.



Памятник председателю солигалического Совета В.А.Вылузгину на центральной площади города

Прошло сто лет после трагедии, произошедшей в Солигаличе. Несомненно, что эти события стали началом тяжелейше Гражданской войны, разделивших не только граждан страны, но и близких родственников. По некоторым сведениям А.З.Смирнова, спасшего В.В.Ильинского, втихую расстреляли. Придавать огласки факт его антисоветской деятельности не стали - оба его сына были товарищами В.А.Вылузгина, активными сторонниками Советской власти. Один, большевик, состоял в Красной гвардии, другой, эссер, был комиссаром по сплаву в солигалическом Совете. Однако и сто лет оказывается мало для того, чтобы в России закончилась Гражданская война не только в идеологическом пространстве, но и в кровавых событиях, продолжающихся после Контрреволюционного переворота 1991 года.

Современные сторонники царизма не желают видеть очевидного - социалистический выбор был осознанно сделан народами Российской Империи. Из трагедии Гражданской войны в России, к сожалению, до сих пор не сделаны должные выводы. Некоторые современный «историки» продолжают подтасовывать факты под надуманные идеологические клише. Для них вождь Октябрьской революции - «маньяк по кличке Ленин», а подло убитый В.А.Вылузгин - «мерзавец». И точка. Никакого обоснования. Одни эмоции. Так консенсус в обществе не формируется.

террор, социализм, революция, контрреволюция, Россия, Солигалич, Гражданская война

Previous post Next post
Up