Бронированный автомобиль / специальное транспортное средство (СТС) / специальная полицейская машина (СПМ). Заказ на создание бронированного автомобиля размещен руководством ВС ОАЭ в конце 1990-х годов. Автомобиль разрабатывался группой конструкторов ГАЗа под руководством А.Г.Масягина с использованием опыта экплуатации внедорожников Hummer в армии ОАЭ. Разработан опытный автомобиль - специальное транспортное средство "Тигр" (ГАЗ-2975). В процессе проектирования решалась задача унификации автомобиля по узлам с БТР-80 и бронированным автомобилем ГАЗ-39371 "Водник". В 2000 г. опытные образцы автомобилей и документация переданы заказчику - компании Bin Jaber Group (ОАЭ). С использованием этих прототипов позже в ОАЭ совместно с Renault создан автомобиль AR-17 Nimr. Несколько прототипов автомобиля "Тигр" впервые были продемонстрированы в России на показе техники на полигоне ЦНИИ-21 МО России в Бронницах в августе 2002 г.
Отдельная благодарность пользователю
http://militaryrussia,ru/forum Hard Boiled за информационную помощь.
Показательные выступления томского ОМОНа МВД России с автомобилем СТС "Тигр" ГАЗ-2330, г.Томск, 02.11.2012 г. (фото - Дмитрий Кандинский,
http://zlostick.livejournal.com/).
Автомобиль "Тигр"-кабриолет. г.Санкт-Петербург, репетиция Парада 9 мая 2012 г., 27.04.2012 г. (фото - Денис Неметовский,
http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).
СПМ-2 "Тигр-Альфа-ВВ" ГАЗ-233036 частей МВД России, Московская область (фото - Renat Dunyashov,
http://taek.livejournal.com).
СТС "Тигр" ГАЗ-233014 на параде в Москве, 9 мая 2009-2010 г.г. (
http://militaryrussia.ru/forum).
Два автомобиля "Тигр" осенью 2002 г. поступили в опытную эксплуатацию в московский СОБР. В конце 2003 г. руководством МВД принято решение о закупке партии автомобилей "Тигр" для оснащения спецподразделений МВД России. Партия автомобилей по состоянию на конец 2003 г. находилась в производстве на "Арзамасском машиностроительном заводе" (г.Арзамас).
Один из прототипов автомобиля "Тигр" на показе в Бронницах, август 2002 г. (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).
Разработчиком современного семейства автомобилей "Тигр" является ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК, г.Москва) совместно с ОАО "ГАЗ" (г.Нижний Новгород) и производится "Арзамасским машиностроительным заводом" (г.Арзамас). Прототип (до сертификации) - ГАЗ-2975. Автомобили "Тигр" выпускаются в разных модификациях (см.ниже) серийно с 2005 г. В 2006 г. СТС "Тигр" принят на вооружение МВД России.
Производственные возможности АМЗ на 2008-2010 г.г. - 100 шт в год, могут быть увеличены до 500 шт в год - любопытно, что в таком виде информация впервые появилась в 2008 г. и позже в конце 2010 г. в том же самом виде вновь появилась в СМИ. В 2010 г. для нужд МВД России ведутся поставки автомобилей СПМ-1 ГАЗ-2330.
В декабре 2011 г. в СМИ появилась информация, подтвержденная руководством ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК, г.Москва) о том, что в 2014 г. закупки автомобилей "Тигр" и "Тигр-М" для ВС России будут прекращены. По состоянию на декабрь 2011 г. в различных модификациях выпущено больше 500 машин: для Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, без учета экспорта. В Минобороны России эксплуатируются сейчас около 200 автомобилей, из которых больше 30 в модификации «Тигр-М» с ярославским двигателем.
Экипаж - 1 водитель
- "Тигр" ГАЗ-2330 - 5-8 пассажиров
- СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 / СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 - 8 пассажиров
Конструкция:
- СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 / СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 - тип кузова - универсал цельнометаллический с бронезащитой и сварной рамой высокой жесткости.
Колесная формула - 4 х 4
Количество дверей - 3
Количество мест спереди/сзади - 2 / 7
Бронемодуль - 3-й класс защиты (ГАЗ-233036 - 5-й класс по сертификату МВД России, по информации на декабрь 2011 г. не признается МО России);
Передняя подвеска - независимая на поперечных рычагах, торсионная, с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости;
Задняя подвеска - независимая на поперечных рычагах, торсионная, с телескопическими амортизаторами;
Рулевой механизм - типа «винт - шариковая гайка»;
Гидроусилитель руля;
Рабочая тормозная система - гидравлическая, двухконтурная с разделением на контуры по осям, с пневмоусилителем, передние и задние тормозные механизмы - барабанного типа;
Запасная тормозная система - каждый из контуров рабочей тормозной системы или стояночная тормозная система;
Стояночная тормозная система - трансмиссионный тормозной механизм барабанного типа с механическим приводом, установленный на вторичном валу раздаточной коробки;
Система регулирования давления воздуха в шинах;
Электролебедка;
Отделка салона - антиосколочные маты АОЗ-4-1-100 (ГАЗ-233036 - АО3-4-2-100);
Кондиционер;
Автомобиль должен быть укомплектован полноразмерным запасным колесом, домкратом и баллонным ключом.
Конвейер сборки автомобилей "Тигр" на Арзамасском машиностроительном заводе (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).
Корпуса модификаций "Тигра" СПМ-1 и СПМ-2, соответственно (
http://www.zavodkorpusov.ru/)
- "Тигр" ГАЗ-233001 (гражданская версия) - кондиционер, электростеклоподъемники, АБС.
- "Тигр-6А" - кузов 4-х дверный с обесепечением защиты класса ОТТ-9.1.12.1-2010 - 3 или ГОСТ Р50963-96 (круговая защита от выстрела из винтовки СВД с патроном 7-БЗ-3 калибра 7,62 миллиметра с бронебойно-зажигательной пулей Б-32). Кроме того, на машину установлена улучшенная противоминная защита и специальные энергопоглощающие кресла, не имеющие крепления к полу.
Двигатели: изначально планировалась установка на автомобиль дизеля ГАЗ-5621.
Марка двигателяCummins B180-20Cummins B205-20Cummins B215-20Мощность двигателя180 л.с.205 л.с.215 л.с.Объем двигателя5883 куб.см5883 куб.см5883 куб.смДополнениес турбонаддувом6-х цилиндровый, 4-х тактный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддувас турбонаддувомКПП и трансмиссия5-ступенчатая механическаятрехвальная синхронизированная, раздаточная коробка - механическая, двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом;Прочие данныеМодели автомобиляГАЗ-233001
ГАЗ-233002
ГАЗ-233003
ГАЗ-233005СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036
Р-145БМА "Тигр"
Тигр-6А (?)ГАЗ-233011
ГАЗ-233012
ГАЗ-233013
ГАЗ-233014
ГАЗ-233001 (вариант)
ТТХ автомобилей:
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036"Тигр" граждан."Тигр-6А"Длина5700 мм5700 мм5650 ммШирина2400 мм2400 мм2400 мм2400 ммВысота2400 мм2400 мм2400 мм2250 ммБаза3300 мм3300 мм3300 мм3300 ммКолея1840 ммКлиренс400 мм400 мм400 мм400 ммМасса полная7300 кг7600 кг7800 кгМасса снаряженного транспортного средства6100 кг6400 кгдо 3500 кг7100 кгГрузоподъемность1200 кг1200 кг700 кгМасса прицепа2500 кгСкорость максимальная по шоссе140 км/ч140 км/ч125 км/чСкорость максимальная по грунту70 км/ч70 км/чЗапас хода500 / 1000 км по разным данным500 / 1000 км по разным данным1000 кмРадиус поворота минимальный10 мГлубина брода1.2 м1.2 м1.2 м1.2 мПодъем52 град.52 град.СтенкаРов
Стоимость:
МодельГодСтоимостьПримечаниеСТС "Тигр" ГАЗ-2330142009 г.от 3.2 млн рубСТС "Тигр" ГАЗ-2330142010 г.от 3.4 млн рубСТС "Тигр" отдельные модели2010 г.до 5 млн руб"Тигр" ГАЗ-2330012010 г.от 3.5 млн рубСПМ-1 "Тигр" ГАЗ-2330342009-2010 г.г.от 4.8 млн руб (?)
http://military.tomsk.ru/forumСПМ-1 "Тигр" ГАЗ-2330342009-2010 г.г.5.182.470 рубпредельная цена по аукциону на поставку техники для МВД в 2010 г.СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-2330362008 г.3.2 млн рубоценка стоимости по данным СМИСПМ-2 "Тигр" ГАЗ-2330362009-2010 г.г.5.263.960 рубпредельная цена по аукциону на поставку техники для МВД в 2010 г.СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-2330362010 г.около 300 тысяч USDпо данным поставки в Бразилию
Модификации: расшифровка индекса модели - последняя цифра - тип кузова и бронирования (предпоследняя - тип двигателя):
1 - 4-х дверный пикап / 5-и дверный универсал
2 - 2-х дверный пикап с грузовым кузовом
3 - 3-х дверный универсал
4 - 3-х дверный универсал с цельнометаллическим бронекорпусом 3-го класса защиты по ГОСТ Р 50963-96
5 - 5-и дверный универсал
6 - 3-х и 5-и дверный универсал с цельнометаллическим бронекорпусом 5-го класса защиты по ГОСТ Р 50963-96
- ГАЗ-2975 - автомобиль повышенной проходимости, не бронированный, до сертификации;
- ГАЗ-233001 / ГАЗ-233011 - ГАЗ-2975 после сертификации, представлен в 2002 г.;
- ГАЗ-233002 / ГАЗ-233012 - грузовая модификация;
- ГАЗ-233003 / ГАЗ-233013 - трехдверный универсал;
- ГАЗ-233005 - небронированный 5-дверный гражданский универсал для МВД;