Марк Нопфлер

Aug 12, 2006 23:45


12 августа - день рождения моего любимого музыканта Марка Нопфлера (Mark Knopfler (MK)). В свое время игра Марка на гитаре очень сильно на меня повлияла, а его Dire Straits всегда были самой близкой мне по духу группой.

C Днем Рождения, Марк! С праздником, дорогие фэны Dire Straits!

P.S. А еще 12.08 - день рождения Suzanne Vega, а Сюзан Вега - это "Марк Нопфлер в юбке". У нее красивые, сдержанные, меланхоличные поп-песни. Уважаю. Поздравляю.

Текст под ссылкой будет интересен скорее всего только тем, кто знаком с творчеством группы Dire Straits. Это ностальгический рассказ о моем знакомстве с музыкой группы Марка Нопфлера, мое личное субъективное восприятие.



«Гитарист Марк Кнопфлер и контрабасист Джон Илзли - ядро группы, название которой (буквально: «в отчаянном положении») отражало их первоначальные финансовые проблемы. Выпустив с феноменальным успехом шесть альбомов, они сейчас одна из самых успешных рок-групп. Как гитарист Кнопфлер много сотрудничает с другими музыкантами и записывает музыку к фильмам»
(буклет к сборнику «Гринпис-Прорыв» (Greenpeace - Breakthrough) Мелодия, 1988)

Сначала был клип на песню Money For Nothing с необычной для 80-х компьютерной графикой в передаче «Утренняя почта», потом была двойная пластинка Greenpeace Breakthrough - где были представлены многие ведущие поп и рок-исполнители конца 80-х. Среди них были и Dire Straits c песней Why Worry. Так я узнал, что есть такая английская группа.

Случайно на даче у мужа моей тети, который музыкой никогда не увлекался, я нашел кассету с записями Dire Straits. Там были и Money For Nothing и Why Worry (в два раза длиннее, чем на сборнике Greenpeace!), а потом очень красивая песня с саксофоном (Your Latest Trick, конечно). В общем, это был самый знаменитый альбом группы - Brothers In Arms. :) Я взял эту кассету с дачи с собой в Москву и много раз с удовольствием ее слушал на маленьком моно магнитофоне Sharp. Было мне лет 12-13.

В 1990 году, уже подсев на рок-музыку основательно, я каждый день после школы слушал радио SNC. Классная была станция. Там было все: Битлз, Стоунз, хард-рок, металл… Кстати, передача «Весь этот блюз» известного нашего блюзолога Андрея Евдокимова начинала выходить именно на этой станции Стаса Намина. И вот как-то вечером слушаю я любимое радио и вдруг передают песню с филигранным гитарным соло. Это были ранние Dire Straits. Не помню, какая это точно была песня - то ли знаменитый хит Sultans Of Swing, то ли Lady Writer, но я четко помню, что когда я услышал гитарное соло, у меня внутри что-то перевернулось. I was hooked - как говорят англоязычные товарищи. Я почувствовал, как сердце попалось на крючок. (Смешное сравнение, но как иначе описать это чувство я не знаю).

Dire Straits стали моей любимой группой, потеснив Битлз и Роллингов. И началось: собирал по крупицам информацию о группе, покупал распечатки с текстами песен, записывал кассеты в студии звукозаписи в Доме Медиков на ул. Герцена (сейчас Большая Никитская). До сих пор у меня есть на кассете запись бутлега On The Road To Philadelphia (1979). Постепенно информации о рок-музыки становилось все больше, и мой информационный голод был утолен.

Когда в классе 10-м у меня появилась первая электрогитара (чешская Iolana), я на ней тут же стал играть что-то в духе Dire Straits, а в песне Sultans Of Swing снял не только аккорды и оба соло, но и басовую партию. Соло, конечно, снял не совсем один в один, но тогда был вполне доволен результатом. Больше ни одного соло Нопфлера от начала и до конца я не снимал - просто снимал гармонию (аккорды) и играл под пластинки группы, импровизируя. Мне очень импонировало, что Марк играет на электрогитаре пальцами, а не медиатором - я учился на классической гитаре, и пальцами мне было играть легче. (Сейчас скорее наоборот).

В 1991 году Марк и его братья по оружию записали последний диск Dire Straits - On Every Street (на мой взгляд, его можно поставить наравне с Brothers In Arms). Выход альбома совпал с пиком моего увлечения DS. Группа активно выступала, что очень радовало. Интересно следить за группой которая существует, а не распалась черт знает сколько лет назад. Но, к сожалению, On Every Street стал последним студийным диском Dire Straits. Школу в 1993 я заканчивал под On The Night - концертный альбом, записанный в ходе последнего тура группы 1992 года.

К нам Dire Straits так и не приехали. Но все-таки Марк приехал в Россию со своей новой группой. Мне посчастливилось попасть на оба его концерта в Москве в 2001 и 2005.

Я до сих пор слежу за сольным творчеством Марка, которое все же отличается от того, что он делал, будучи лидером Dire Straits.

В Dire Straits Нопфлер писал более разноплановые песни. На альбомах группы есть и кантри, и блюз, и поп-рок. На сольных же альбомах Нопфлера преобладает кантри. Сольные гитарные проигрыши в его музыке все больше отступают на второй план, и поэтому сейчас Нопфлер мне интересен уже в первую очередь не как гитарист, а как автор красивых песен с интересными текстами. На его первых двух альбомах Golden Heart (1996) и Sailing to Philadelphia (2000) есть очень мелодичные песни: Golden Heart, Darling Pretty, Sailing To Philadelphia, Sands Of Nevada. За текстом каждой песни всегда целая история. (Мне очень нравится читать интервью, в которых Марк рассказывает, как он написал ту или иную песню).

В последнее время Марк пишет преимущественно спокойные кантри песни. На мой взгляд, многие новые песни Нопфлера уж очень традиционные и невнятные. Альбом Shangri-La, как и многим поклонникам МК, мне показался скучным. Последняя совместная работа Марка с певицей Эммилу Харрис (Emmilou Harris) - All The Roadrunning звучит повеселее, но опять это одно сплошное кантри. Я люблю кантри, но, как и многие поклонники Нопфлера, хочу услышать от него что-нибудь новенькое кроме кантри. Ведь это он написал Your Latest Trick, You And Your Friend, Fade To Black, The Bug, Private Investigations…Очень разные по стилистике песни.

Но каждый художник всегда делает то, что считает нужным в данный момент…Он не может и не должен угождать всем. В творчестве Нопфлера хороших песен, все-таки, гораздо больше, чем проходных, и разочарование альбомом Shangri-La никогда не вытеснит из моей памяти очарования его творчеством в целом.

Марк Нопфлер, dire straits, музыка

Previous post Next post
Up