Размышления накануне Дня джаза

Apr 29, 2020 18:59

30 апреля отмечают всемирный день джаза. В прошлые несколько лет, наш клуб любителей джазовой гитары в этот день устраивал концерт в Библиотеке им. Н.В. Гоголя, но в этом году это не получается сделать в силу понятных обстоятельств.

Но мне на днях почему то вспомнился один случай, связанный с джазом, вот о нем и расскажу здесь по случаю дня джаза. Сразу замечу, что интересен он будет скорее только музыкантам и играющим людям, остальные сочтут мелочью, а может и вовсе не поймут скрытого в нем драматизма.) Но если обобщить, то она, наверное, о разном восприятии и отношении у чему-либо, необязательно к джазу или другому стилю музыки.



В течение четырех лет (2012-2016) я медленно, но увлеченно записывал альбом Radio Clef, куда вошли песни моей первой рок-группы Clef. Об истории записи каждой песни я подробно рассказывал в ЖЖ и записи и ссылки на них выкладывал по мере того как записывался диск. Историю записи песни «Одинокий блюз» я тоже рассказал, но один момент я все же тогда упустил и сейчас он мне почему-то вспомнился.

Дело в том что за день до того как планировалось записывать ударные и контрабас мне позвонил ударник и сказал, что у него обстоятельства, и он не сможет записаться. Но он нашел себе замену: «Не волнуйся, этот парень все тебе сыграет, да и контрабасист его знает». А куда мне деваться - студия забронирована. На следующий день встретился у метро «Речной вокзал» с контрабасистом и ударником и мы поехали на такси на студию. Контрабасисту было лет 25-27, а ударнику вообще только 20. Но справились они неплохо. Ударник посвинговал как надо, а контрабасист где нужно еще и соло наиграл.

Вскоре после записи песни на страничке ударника вконтакте прочел текст примерно такого содержания : «Чуваки, вчера сессионно записывал один джазок на студии - прямо вспомнилось, как сдавал зачеты в училище!» ))) Ясно, что речь шла про запись моей песни.

Не то чтобы я комментарии почувствовал какое-то пренебрежение - совсем нет! Но черт! То, что для человека моего поколения считалось чуть ли не высшим пилотажем (сыграть свинг!) для этого парнишки было частью обязательной учебной программы и, наверное, не самой интересной и близкой.

В начале, 00-х в нашей рок и блюз тусовке было нелегко найти ударника, который бы умел хорошо играть свинг. Даже те, кому это нравилось, в общем-то играли его не очень уверенно, и рок-акцент чувствовался. Впрочем, то же самое начиналось и у меня на гитаре, если я после роковой вещи или блюза пробовал играть джаз. Все это еще больше укрепляло представление о том, что джаз - высшая форма музыки, и надо обязательно научиться ее играть, чтобы считаться хорошим музыкантом. Что естественная эволюция - из рока перейти в джаз, что музыканту, научившемуся играть джаз, рок становится неинтересен.

А тут все наоборот! Парень прошел джаз в музыкальном училище, научился играть свинг как положено, а дальше - у него другая музыка, своя, мне лично не очень понятная…То есть джаз хорошо, но это не что то такое прямо особенное. Джаз для многих 20-летних (а теперь и уже 30-летних) часто - просто ступенька музыкального образования, в то время как для многих людей моего поколения это была самая настоящая «фирмА». В общем мне тогда казалось, что я ребятам даю просто сессионную работу мечты - не попсу играть, а вещь в ритме свинга, что то благородное… А оказалось они у меня как зачет сдавали. ))

Вот собственно о чем я и собирался рассказать - о разном отношении к джазу у меня и этих ребят, играющих его на своих инструментах все равно лучше меня.

Необязательный постскриптум:

Еще в юности крепко у меня в голове сидела сентенция о том, что музыкант, играющий джаз сможет сыграть все! Эту мысль в ранние годы мне озвучил отец. Не знаю, от кого он это услышал.

В 60-70-е годы, когда джаз у нас в стране, наверное, действительно был музыкой избранных - ведь в силу информационного дефицита научиться ему могли далеко не все. Я для себя пришел к такому выводу - чтобы научиться играть джаз тогда, в 60-70-е, надо было быть либо очень одаренным музыкально от природы, чтобы легко снимать соло американцев с пластинок, либо иметь хорошее базовое музыкальное образование - оно определенно помогало тем, кто был открыт к новой тогда джазовой музыке. Так что если учитывать те обстоятельства, то определенная доля истины в утверждении, что джазмен сыграет все, может и была. Но в целом это, конечно, не так. Не каждый джазмен сыграет классику на должном уровне или рок. Везде свои особенности.

Но я очень долгое время жил с этим утверждением, и неумение играть джаз лишь убеждало меня в своей убогости и бездарности. От Бога мне играть джаз, конечно, не дано. Почему же я его до сих пор ковыряю для себя?

Поскольку я рос в среде, где звучал джаз, то я вовремя научился понимать и любить эту музыку, и сегодня, когда оказалось, что рок играть стало проблематично, накладно и т.д., игра на джазовой гитаре - фактически единственная оставшаяся для меня возможность развиваться музыкально. Это при том, что в юном возрасте успехи мои в джазе были очень-очень скромными. Но я словно шахматист любитель, который на досуге смотрит матчи гроссмейстеров, анализирует их и пробует тянуться за ними и играть также. У меня такая же история с джазовыми уроками. Сейчас в сети такое море информации - видео, уроков и т.д. что при желании освоить джаз хотя бы на среднем уровне может любой. Про уровень гигантов джаза речи, конечно, не идет - на это может и жизни не хватить. Но я точно знаю: научившись играть джаз, ты автоматически соло Эдди Ван Халена не сыграешь, конечно. Так что все эти утверждение, что джазмен сыграет все - неверно.

Всех кто любит слушать или играть джаз - с Днем джаза!

https://soundcloud.com/artyomson/bdns27gb872n

джаз, музыка

Previous post Next post
Up