Недавно заглянул после работы в клуб «Би-Би-Кинг» на концерт группы Доктора Аграновского. Посидел, послушал хорошо знакомый мне блюзовый репертуар и вдруг понял, что о таких мероприятиях теперь могу написать просто: «Вспомнил юность!» Все-таки блюзовые джемы, которые вел Доктор А в клубе «Вудсток» - это значимая часть моей молодости, как ни крути…
Много мыслей и воспоминаний набежало по этому поводу. А еще я недавно нашел - страшно сказать - запись моего самого провального выступления на этом джеме в году 2004-2005!!! Думаю, паре-тройке моих знакомых будет любопытно почитать об этом. А может даже послушать ту ужасную запись.
В начале 2000-х Доктор Аграновский и его группа Blues Spinners, в которой тогда играли на гитаре Валерий Гелюта, а на губной гармошке Александр Братецкий, проводили блюзовые джемы в клубе «Вудсток» недалеко от Чистых прудов.
Поджемовать к доктору приходили ныне уже легендарные музыканты как, например: аргентинец Омар Итковичи (он потом у Аграновского сам играл на лид-гитаре в группе «Черный Хлеб»), Ваня Жук, пели Юлия Смолянин, Оксана Кочубей…Ну и приходили поиграть ребята поскромнее вроде меня, которые вроде бы по блюзовому квадрату играли свободно, но вот особого темперамента, драйва (чтобы у всех челюсть отвисла) у них не было. На первых порах я был очень счастлив, если мне удавалось сыграть хотя бы один - два квадрата в какой-то песне. В основном мне выпадало играть в подвижных вещах, которые пел Гелюта. Сам он поливал по пять квадратов и при этом особо не помнил о том, что ему надо бы дать поиграть кому то еще.
Если было мало джемующих, то удавалось поиграть в нескольких песнях, и тогда я чувствовал что разыгрался и не зря пришел на джем.
Я всегда с интересом слушал и других гостей. Правда тогда еще по юношески ревностно относился к чужой игре и чувствовал себя просто убогим, когда например Ваня Жук выходил и совершенно свободно и по своему играл блюз, и однажды даже на моем стратокастере!
Иногда на джемы приходил играть на клавишных Андрей Ордальонов (сейчас его по праву можно назвать ведущим обозревателем блюзовых, роковых и джазовых концертов в московских клубах). Мы так с ним и познакомились, хотя может не в «Вудстоке», а в «Би Би Кинге». Андрей играл на клавишных блюз примерно как я на гитаре - неплохо, сносно, но не так чтобы поразить публику.
В то время моя группа Clef уже развалилась, и джемы были для меня единственной возможностью поиграть на публике. По игре в группе я очень скучал, а на джемах у Аграновского Blues Spinners то и дело уступали сцену разным группам и составам. Вот я тогда и предложил Андрею - чем опять играть по квадрату в каком то блюзе, может подготовить нам самим пару блюзов и с ними выступить? Андрей согласился. Выбрали мою любимую инструменталку Hideaway и песню Bad Boy одной блюзовой певицы (не помню имени). Спеть ее я позвал Катю Кандалину. На ударные я позвал моего знакомого американца Фила Пагнотти.
Он тогда активно играл с Юрием Каверкиным и был «в тусовке». На джеме, где нам предстояло выступать с нашим мини-сетом, Фил как раз играл мини-программу с Каверкиным. Басиста мы не нашли. Помню, мы репетировали всего раз у Андрея дома. Без ударных, конечно, но Фил пришел (он жил тогда через дорогу от Андрея - на Мичуринском пр-те) и дал нам некоторые ЦУ. Он также сам снял текст песни певицы и принес распечатку. Во вкладке диска певицы (который был куплен на пиратской Горбушке скорее всего) не было текстов. Мы планировали порепетировать с ударными, но репетиция не состоялась - Фил не смог, уже не помню почему. Но мне так хотелось выступить, что я решил - мы все сыграем и так. Фил сказал - не вопрос, песни он помнит. Вот басиста правда не было а вещи не такие чтобы сходу на джеме подхватить.
Настал день выступления. Моя импровизационная команда - я, Фил Андрей и Катя приехали в клуб и стали ждать своего выхода. Джем, насколько я помню, тогда был очень ударный, гости сильные. Нам выпало играть ближе к концу программы. Я очень волновался. Наверное от волнения так и не смог нормально настроить гитару.) Перед нами играл Каверкин с Филом на ударных. Надо сказать, что он своими черными блюзами завел зал будь здоров!
Я сидел около сцены и думал: «И вот сейчас выйдем мы, без баса, с неотрепетированными ударными, что мы сыграем?» У меня, наверное, даже была легкая паника, но обратного пути не было. Надо идти до конца.
Сет Каверкина закончился. Мы с Андреем поднялись на сцену. Он сел за клавишные, я подключил гитару и подавленным голосом (во рту пересохло как это бывает при сильном стрессе) объявил: «Мы только что послушали черный блюз, а мы для вас сыграем блюз белый» (Это я намекал на Hideaway которую исполнял Джон Мейолл и другие белые блюзмены) «Хорошо хоть не голубой!» - пошутил Доктор. Публика засмеялась, а мне стало еще больше не по себе. Выдержав недолгую паузу, я заиграл вступление, которое подхватил Андрей. Звук отстроить у нас не было возможности. Я плохо слышал клавиши, мне казалось что все плывет. Андрей, который никогда не играл в группах, как мог, держал ритм, я играл любимые снятые ходы, а сам понимал, что сейчас мы являем собой жалкое зрелище. Но мы сыграли вещь от начала и до конца.
Настала очередь Кати спеть с нами песню. Она сидела и слушала наше выступление из зала. И вот за что я ей буду век благодарен - видя наш позор, она не отвернулась, не ретировалась, а вышла к нам на сцену и спела песню, поступила как настоящий Друг! Песня без плотной басовой подложки звучала не драйвово и звук плавал и песня плавала. Но нам похлопали...
Когда мы спустились со сцены, я сказал Филу, что, конечно, надо было репетировать с ударными. Сказал, что пойду заберу диктофон который оставил в зале и дома все-таки послушаю запись нашего выступления. «You will get sad!» - сказал Фил и ухмыльнулся своей подленькой улыбкой. (Надо сказать, что после Каверкина Фил с нами играл так словно одолжение делал, совсем не старался). Я, наверное, тогда готов был убить его. Ведь он не смог порепетировать, не помню почему, но он нас тогда точно подвел. И вот теперь он стоял и ухмылялся...Этот случай подорвал мое доверие к Филу. Позже он регулярно подводил многих блюзовых музыкантов, с которыми играл, и потому нигде не задержался. Больше никто не хотел видеть у себя в группе Фила пусть и американца, некогда игравшего блюз на родине жанра с кем то из местных блюзовых звезд. Что толку что американец - раздолбай каких у нас в России поискать! А хорошие ударники есть и свои у нас.
Дома я даже не стал слушать запись. Очень я тогда переживал этот провал. Думал: «Наверное, это мне знак свыше - парень, ты - не музыкант, не гитарист, лучше тебе музыкой не заниматься.» Но потом как-то отпустило.) С переменным успехом на гитаре играю и по сей день. Правда, уже без особых амбиций. А вот Андрей именно с тех самых пор, как мне кажется, охладел к музицированию и совсем преквалифицировался в музыкальные журналисты. Может и мне нужно было последовать его примеру, но я был слишком тщеславным и у меня тогда были идеи песен! )
Но это еще не конец истории. Не так давно, перебирая старые кассеты, я нашел кассету с надписью Working tape - обычно у меня это означало, что там я записывал свои гитарные идеи, или соло других музыкантов, которые хотел снять, и просто песни с радио. И вот ставлю кассету в музыкальный центр и слышу неслыханную мной ранее концертную версию Hideaway с клавишными. Бог ты мой! Да это же та самая запись нашего провального выступления! И песня Bad Boy записалась. И вот интересно - слушается вполне сносно (я думал было гораздо хуже) Хотя если строго - гитара не строит(или я местами перетягиваю струны) и сыграно очень посредственно, конечно. А ведь тогда на сцене мне хотелось сквозь землю провалиться от стыда….
В общем. наверное я на земле один такой «мазохист», кто рассказывает подробно о своих провалах.) Но вот нашлась запись - думаю, почему бы не написать об этом теперь, спустя столько лет? А вот записей моих удачных выступлений на джемах у доктора Аграновского не сохранилось. Интересно, а были ли удачные? )
Ссылки на записи даю ниже - послушайте и скажите насколько это было ужасно.
Hideaway
https://soundcloud.com/artyomson/hideaway-jam-woodstock Bad Boy
https://soundcloud.com/artyomson/bad-boy-jam-woodstock Фото в этом посте сделаны моим отцом на другом джеме у Доктора А. в клубе «Вудсток», но примерно в тот же период.