Все, наверное, слышали выражение "национальная идея". В РФ был даже период, когда "созданием" таковой активно занимались. Вот только
определение дали настолько размытое, что любому вменяемому человеку было очевидно насколько поиски несуществующего черного кота в темной комнате легче и продуктивнее, чем нахождение "нац.идеи" по заказу от кремлёвских клептократов.
Но поскольку власти выделили значительные средства, то были озвучены
псевдофилософские благоглупости, смешивающие "дух нации", тешивший национализм некоторых немецких философов 19 века, и политические запросы автократической власти в 21 веке.
Как Вам такой результат поиска картинки по запросу "национальная идея России"?
Можно говорить о "смысле существования нации", о "миссии нации в будущем", но в отсутствии внятного определения нации и выдуманности "смысла" первый пункт рассыпается или превращается в уже совсем иначе звучащую
"русскую идею". Второй же пункт требует четкого определения цели и неизменности курса, поддерживаемого большинством граждан, в условиях же постоянных изменений законов и игнорирования конституции, равно и в отсутствие честного избирательного процесса, всё опять же рассыпается в пыль.
Один из весьма показательных моментов, кои следует учитывать при обсуждении национальной идеи - то, что в Википедии о ней есть только 5 статей на языках народов бывшего Союза. Причем не только в Википедии это заметно, один из примеров выслуживания перед властями, но уже не РФ, а Казахстана
тут. Цель чуть иная, но суть та же - набор банальностей и холуйского заискивания. И ничего сверх. Впрочем это было ожидаемо. Иначе говоря, вопрос по сути интересует только перенёсшие "острый ленинизм головного мозга" постсоветские страны.
Тем не менее мы можем представить себе какое-то сжатое выражение того, как жители некоей страны и внешние наблюдатели может быть не столько точно формулируют, но скорее представляют, а то и "нутром чувствуют" самую ёмкую характеристику обсуждаемого государства. Принципиально важно, чтобы мы учитывали не только мнение жителей, но и иностранцев, т.к. первые могут быть предвзяты или здорово подвержены пропаганде.
Второй критически важный момент - не зацикливаться на одной точке на шкале времени, поскольку национальная идея должна отражаться в поведении больших масс и сохраняться в течение сотен лет (нет смысла говорить о национальной идее общности, возникшей несколько лет назад, но только о нациях, существовавших веками).
Если следовать этой логике, станет понятно, что национальная идея для значительного числа небольших национальных государств сводётся к несложной концепции - "мы вот такие, дайте нам жить так, как мы сами хотим, не лезьте к нам" (иногда добавляется "но можете помочь материально"). Собственно к этому сводится представление об очень многих странах - от Ганы и Гондураса до Эстонии и Японии. И сторонние наблюдатели вряд ли могут к этой оценке местного населения добавить что-нибудь существенное.
У бывших колониальных центров во второй половине 20 века просветительская миссия предыдущего столетия-двух сменилась комплексом вины. Потому Франция, Англия, Бельгия, Голландия, пытаясь извиниться за реальные или мнимые преступления прошлого, активно привечают выходцев из собственных бывших колоний, позволяя последним сесть на шею "государству всеобщего благоденствия" и по сути паразитировать на этом пост-колониальном комплексе вины.
Не менее лево-социальные, хоть и не имевшие толком колоний скандинавские страны, вообразили, что нести бремя вины белого человека крайне престижно и начали делать тоже самое. Возможно, надеясь таким образом обеспечить рост населения.
Если мы посмотрим на все эти западно-европейские страны со стороны, то обнаружим или более, или менее привлекательные для туристов места, но перебираются туда, par excellence, искатели халявы (иногда это настоящие беженцы от войны, но за исключением последних 15 месяцев, желающие получать выплаты и не работать и не учиться преобладали с огромным отрывом). Тогда как коренные жители оттуда стараются уехать, т.к. псевдо-беженцы создают опасную криминальную среду, а высокие налоги, собираемые в том числе на этих псевдо-беженцев, снижают уровень жизни работающих сравнительно с другими странами.
Одним словом, и в этих случаях можно сформулировать видение того, что представляет собой страна, куда она движется, так что люди могут проголосовать ногами - туристы внутрь на пару дней-недель, искатели халявы внутрь на долгие десятилетия, а наиболее предприимчивые местные - наружу.
Одновременно с этим в мире есть пример прекрасной национальной идеи, привлекающей миллионы людей из самых разных стран в течение как минимум полутора сотен лет - Америка. Национальная идея последней называется
"американская мечта" (статья на русском совсем плоха, потому ссылка на английскую версию), сводящаяся к тому, что США гарантируют всем свободу и возможность улучшить благосостояние честным трудом в условиях рыночной конкуренции.
Собственно за этим и ехали до относительно недавнего времени миллионы мигрантов в Америку - за свободой и за шансом жить лучше.
И американские граждане, и толпы желающих перебраться туда в данном вопросе солидарны - именно этого они и хотят себе и своим детям.
Читать дальше в основном блоге