Рахманинов и "импрессионисты"

Jun 05, 2011 10:49

Торонтский симфонический представляет программу из нескольких концертов, объединенных творчеством Сергея Рахманинова и современных ему композиторов, преимущественно французских.

Первый концерт я слушал в среду (его программа), второй - вчера, в субботу (программа).

Поскольку и выбор произведений, и исполнение солистов не заслуживают особых похвал, пройдусь по двум представлениям очень выборочно.

Концерт в среду открылся "Островом мертвых" Рахманинова:

image Click to view


Берлинский Филармонический под управлением Густаво Дудамеля

Мощная, эмоционально насыщенная музыка, отражающая представление о смерти - темные, неизвестные глубины, которые, возможно, таят мудрость, а может и просто ничего, кроме черноты небытия.

Композитор заманивает слушателя в зыбучую трясину страхов, где каждое мгновение грозит оборваться и лишить тебя всего - света, мира, чувств и мыслей...

Периодически замедляющееся вместе с музыкой сердце слушателя скорбит: оно боится этого замедляющегося ритма, ибо он ведет к смерти.

Про Дебюсси и его рапсодию для кларнета с оркестром промолчу, перейду к более приятной музыке - "Ученику колдуна" Дюка, гениально отображенном в "Фантазии-2000":

image Click to view



Медленное и простое начало становится волшебной историей. И ни в кои веки нельзя поверить, что музыку написали не для мультика, так органично, естественно картинка ложится на музыку.

Поскольку я обожаю "Фантазию-2000", то я представлял себя мультик в течение всего исполнения :) Все эти совершенно бесподобные переходы от комического оптимизма к почти трагедии!

Мессиан был исполнен не ахти, да и не совсем в моем он вкусе.
А вот "Рапсодию на темы Паганини" дирижер Оунджаян и пианистка Габриела Монтеро испортили тем, что спешили. Вот так должна звучать музыка:

image Click to view


У рояля Михаил Плетнев

Рахманинов - сложный и глубокий композитор, в него нужно вдумывться, как исполнителю, так и слушателю (Плетнев способен это показать). Гонка же смещает акценты, не дает понять смысла в быстрых отрывках.
Вместо того, чтобы заглянуть вглубь, мы скользили по поверхности. И это было обидно :(

Субботний концерт открылся с прелестнейшей вещицы Дебюсси - "Послеполуденного отдыха фавна", которая для меня в первую очередь - гениальный балет. Именно балет я и вспоминал в течение всего исполнения:

image Click to view


Гениальный Нуреев

Легкая, светлая, солнечная музыка, в которой разлита полуденная истома. Мы буквально слышим лень. Не просто неторопливость, но именно лень.
Вся эстетика "Мира искусства" сконцентрирована в этой миниатюре.
Нужно отдаться течению, и оно понесет тебя, следка покачивая, чуть приподнимая и опуская, медленно, постоянно поворачивая из стороны в сторону.

К чести Торонтского симфонического должен признать, что играл он хорошо и чисто. Однако балет принципиально улучшает восприятие, даже если только вспоминать его :)

Третий фортепьянный концерт Николая Карловича Медтнера, как предупредил солист - выпускник Торонтского и Йельского университетов, профессор университета МакГилл Илья Полетаев, - мало кто в аудитории мог слышать раньше:

image Click to view



Хотя Полетаев и говорил об органичности музыки, о ее плавном развитии, я ничего подобного не услышал. Музыка неплохая, но не более того.

Тем не менее оркестранты были крайне довольны собой и солистом. Возможно, радовались тому, что сыграли лучше, чем на репетициях. Поскольку запись исполнения автора заметно глубже и умнее (но до Третьего рахманиновского, тем более до Второго ей далеко!).

Первое сочинение Сергея Рахманинова после окончания Консерватории - "Утес" - музыкальная иллюстрация к стиху Лермонтова:

image Click to view



Можно интерпретировать это как молодую женщину, оставшуюся на краткий срок с мужчиной в возрасте. Симпатичное, но явно раннее, незрелое сочинение. Без восторга.

Прозвучавшие дальше "Дафнис и Хлоя" Равеля с их ярким финалом должны были выжать из аудитории апплодисменты, что и случилось:

image Click to view


Владимир Ашкенази и гонконгский оркестр

Красивая музыка, вполне чистое исполнение, но я не был настолько впечатлен, чтобы присоединиться к овации...

Что-то важное во всей этой программе упускается. Мне кажется, что они не могут отразить глубину музыки Рахманинова и потому выбирают не те произведения. Сочетание же французами, как мне кажется, совсем не плохо, особенно когда отбирают яркие, зрелищные произведения, знакомые публике.

Торонто, классическая музыка

Previous post Next post
Up