"Орфей и Эвридика"

Jun 02, 2011 06:59

Более недели назад после "Ариадны на Наксосе" и "Золушки" завершил "большую оперную неделю" прослушав оперу Глюка (пересказ либретто на русском)

Для начала увертюра:

image Click to view



Орфей не просто певец - герой нескольких мифов, но и крайне популярный персонаж на оперной сцене: последняя опера о нем была создан Филипом Глассом в 1993, а до того была рок-опера Журбина, оперы Мийо, Оффенбаха, Гайдна, Телемана, Монтеверди и еще нескольких композиторов. Плюс балет Стравинского, симфония Листа, кантаты, песни и т.д.

В мифологии сюжет обычно трагичен: спустившийся в Аид за своей умершей женой Орфей нарушает соглашение, Эвридика умирает, а певца вскоре убивают менады или другие сумасшедшие женщины. Ибо если никто не умирает, то над чем проливать слезы, коли в те далекие времена слез умиления не знали?



Орфей остался один после похорон

Постановка в Торонто была совместной с чикагской Лирической оперой. Хотя и не ясно, зачем нужны были совместные действия, коли сцена была пуста, затрат на декорации и сложную машинерию не было :(
На мой вкус художественный минимализм 0 в принципе - ограничивает режиссера, исполнителей и напрасно напрягает публику, вынужденную додумывать то, что можно было показать с помощью декораций.

Сравнительно с мифом, либреттисты (итальянец и позже француз) добавили в сюжет психологии. Что пошло на пользу и музыкальной составляющей, т.к. в арии можно было добавить страсть.

Горюющий - практически суицидальный - Орфей легко поддается на убеждения Амура и решает спуститься в Аид. В отличие от мифа, Амур сразу сообщает певцу, что в аду он не сможет говорить с Эвридикой, обнимать ее - таково условие богов, это как бы испытание, которое ему нужно пройти, чтобы доказать свою любовь:




В Аиде, собственно говоря, ничего страшного не было, только души умерших. И это было серьезным недостатком художественного решения: переживания героя для сидящих в зале не имели оснований :(



Души умерших в Аиде. В центре лежит Орфей (зачем? для чего?)

image Click to view


Орфея чаще исполняют сопрано, чем контр-теноры, как в Торонто

Позволю себе небольшое отступление. Почему сюжет Орфей в аду так популярен? Только ли из-за глубокой любви, которой не страшна смерть? Но ведь никому другому боги не разрешали спускаться в Аид, т.е. больше никто не мог так доказать свою любовь.

Я бы сказал, что привлекает сам ад: хочется увидеть оборотную сторону, узнать, что может быть дальше. Желание сойти в ад сродни желанию узнать разгадку детектива.

Ад, увиденный Орфеем, пугает, но важнее, что Аид скучен, предельно неинтересен. Антоним жизни - скучная неподвижность.

Американский контр-тенор Лоуренс Заззо был на высоте, его высокий, но все же мужской голос больше подходил для роли, чем сопрано в клипе.

И вот Орфей находит Эвридику (очень хорошая канадская сопрано Изабель Байракдарян). Психологическое описание женского поведения почему-то предполагает неадекватно-истерическое поведение, в котором не просматривается ни малейших способностей мыслить, тем не менее оно хоть в какой-то степени объясняет поступок Орфея. Без очень серьезной причины человек не станет нарушать договор с богами. Тем паче в таком месте, как Аид!

В опере Эвридика достает Орфея своими жалобами на его "нелюбовь" и холодность до такой степени, что он не выдерживает... Естественно, жена тут же погибает. Боги не дают людям разрывать договоры с ними безнаказано.

Переход от скуки смерти к эмоционально-насыщенной жизни заставляет Эвридику быть неадекватной. Дело не только в надежде, которая у нее появилась, скорее дело в том, что она может говорить, действовать, хоть что-то решать, проявлять себя, у нее снова появились эмоции, которые она выплескивает на единственный доступный и в принципе восприимчивый к их воздействию объект - Орфея.




После закономерной и четко мотивированной в мифологии смерти либреттисты уступили жажде "happy-end" у придворной публики: якобы второй шантаж богов попыткой самоубийства со стороны Орфея заставил их (богов) уступить и вернуть Эвридику к жизни. Сие означает - сиквел Глюк и Ко не задумывали :)

В греческой мифологии с богами можно торговаться, но лишь до тех пор, пока боги на это согласны. Есть определенные принципы, которые нарушать непозволено. Один из важнейших и присутствующий во всех известных религиях - нарушать волю богов (Бога) нельзя.
Если боги ставят определенное условие, они от него не отступают. Иначе в чем их отличие от людей? В чем их власть и мощь?
Мораль мифа об Орфее в том, что даже если боги благосклонны к тебе, могут дать тебе то, что и не предлагается другим, они или играют с тобой, зная, что ты не выдержишь, или потребуют точного соблюдения соглашения.

В опере Глюка человеческое берет вверх над божественным, что низводит героизм и невозможность совершенного в мифе до заезда за женой после работы или туда, где сломалась ее машина.

Дирижер Харри Бикет почти смог удержать оркестр в рамках приличия (не будем забывать, что музыка Глюка не слишком сложна), и ошибок в игре было мало.

Кроме упомянутых выше певцов, на сцене был хор и молодая канадская певиц Амбур Брайд в роли Амура, которая приятно порадовала, несмотря на свое пока весьма скромное резюме.

После продолжавшейся всего полтора часа оперы зашли в рекламируемый в оперной программке ресторан
Nota Bene - смесь итальянской, азиатской и канадской кухни. Хорошее обслуживание (под стать ценам :)), симпатичный интерьер. Есть особо не хотелось, потому я ограничился очень достойным биштекс по-татарски (да, люблю я сырое мясо с каперсами!) с бокалом "вальполичеллы", а потом с маленьким двойным кофе взяли трюффели с карамелью и крупинками соли. Вообще шоколадные десерты с солью - это нечто! :)

Должен признаться, что 1 драма, 3 оперы и 2 концерта классики за 8 дней - это нелегко. Но не смертельно :) Не прошло и недели, как я совсем аклемался :)
Жизнь облегчало то, что все оперы были очень разные - музыкально, по сценическому решению, по сюжету. А также то, что в каждой звучали потрясающе хорошие голоса (которым никто не мешал плохой игрой).

гурманство, опера, Торонто

Previous post Next post
Up