В среду смотрел спектакль с длинным названием -
"The Cosmonaut’s Last Message to the Woman He Once Loved in the Former Soviet Union"
Английский драматург Дэвид Грейг построил свою пьесу вокруг долгого нахождения на станции "Мир" Сергея Крикалёва, вылетевшего из СССР, а приземлившегося уже после развала всего. Грейг довел ситуацию до абсурда, увеличив длительность полета с почти года (с мая до марта) до 12 лет и заменив бардак секретной миссией о которой все позабыли (отсюда дикая длительность).
Если бы драма крутилась par excellence вокруг космических событий, может быть, получилось бы не так сумбурно, но есть в современном театре (в англоязычном мире, как минимум) нехорошая тенденция - делать все роли главными. И вот шесть актеров играют по две роли каждый, а режиссер пытается вложить в каждую короткую роль какой-то характер. И с этой задачей Дженнифер Тарве не справляется. Просто нет достаточного литературного материала.
Труппа была подобрана неплохая: например, Сара Вилсон недавно очень достойно сыграла в
"Олеане", а Фиона Бёрн блистала в
"Месяце в деревне", другие актеры тоже имели неплохие послужные списки. Однако слишком быстро менялись действующие лица, практически никогда на сцене не было больше 3 актеров, и калейдоскопичность не давала возможности вжиться в образ.
Режиссер решила компенсировать это игрой с акцентами. Вроде как даже с акцентами
толком ничего не получилось. Я бы поправил критика: русского акцента тоже не было - был невнятный сербско-польский, но не русский. Однако повторю: основная вина не на режиссере и труппе, но на авторе, режиссер виновата только в том, что не смогла понять недостатки пьесы и переоценила свой творческий потенциал.
Драматург решил, что банальной мысли о том, как плохо мы понимаем друг друга, будет достаточно для создания пьесы. Увы, театр - как я неоднократно говорил, - без раскрытия характеров героев, настолько полного, чтобы зрители увидели себя в персонажах, не работает. Спектакль не должен иллюстрировать одну мысль, но показывать концентрированный срез жизни, обнажающий наиболее характерные для данного времени конфликты и типажи. Да, советские космонавты имеют те же проблемы в общении, что семейная пара в Шотландии, но это еще не драма.
Работа художника-постановщика была неплоха, но даже в совокупности с великолепной работой художника по свету принципиально ничего не меняла: представление на круг получилось слабоватым, но не безнадежным. Я скорее соглашусь с
оценкой англичан о постановке 2005 г, чем канадцев
в 2011.